Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 28 августа 2014 г.

Из круга однообразия. Смысл фильма «День сурка»



Каждый год 2 февраля в небольшом американском городке Панксатони (англ. Punxsutawney, штат Пенсильвания) проводится праздник под названием «День сурка».
В этот день люди будят от зимней спячки сурка по имени Фил и предсказывают по его поведению погоду. И каждый год на этот праздник в Панксатони из Питтсбурга приезжает в командировку телеобозреватель и «предсказатель» погоды Фил Коннорс (актёр Билл Мюррэй).
Каждый год – одно и то же… Каждый день – одно и то же… Филу страшно надоела эта рутина, он устал от неё и начинает ненавидеть и традиционный праздник, и свои ежедневные репортажи.
Шаблонно проделав работу в очередной раз вместе со своими коллегами – режиссёром Ритой (актриса Энди Макдауэлл) и оператором, Фил не смог уехать из Панксатони из-за надвигавшейся снежной бури и остался ночевать в гостинице.
Засыпая вечером 2 февраля, Фил просыпается вновь в том же дне, 2 февраля, в 6 часов утра, перед самым началом праздника. Не понимая, что происходит, репортёр-телеведущий  спешит к началу праздника и удивляется ещё больше, потому что всё, что происходило вчера – вплоть до встреч при выходе из гостиницы, курьёзов на улице, даже приветствий, реплик и разговоров с окружающими людьми – с точностью повторяется и сегодня.
Так происходит и на следующий день: засыпая, Фил просыпается опять 2 февраля, в День сурка. При этом никто, кроме Фила, не замечает повторения одного и того же дня.
Фил пробует изменить ход событий, намеренно его изменяя. В сюжете фильма с этим связаны самые невероятные происшествия, инициатором и участником которых становится наш герой. Но ничто не помогает – на следующий день он снова просыпается 2 февраля в 6 часов утра в гостинице городка Панксатони. Следующий день, 3 февраля, не наступает…
Что же происходит? В чём смысл изображаемого? Что всё это значит?
Фильм вызвал много толкований. Не пересказывая их и не анализируя (каждый имеет право на собственное мнение, исходя из собственного понимания), скажем, что в большинстве интерпретаций речь идёт о так называемой петле времени – феномене, относящемся к описанным в литературе хрональным аномалиям. Это аномальные зоны в пространстве, где изменяется ход времени. С ними связаны случаи появления в текущем времени людей или предметов из прошлого.
Бывает и так, что наши современники попадают в иные времена или наблюдают картины из прошлых или будущих времён. Часто хрональные аномалии приводят к контактам с инопланетянами и сопряжены с похищениями людей пришельцами или существами из иных миров.
Изображаемое в фильме «День сурка» на петлю времени не похоже. Это не более чем сон уставшего от жизненного шаблона человека и плод его воображения.
Желая избавиться от рутины, Фил пытается мысленно изменить и разнообразить своё бытие. Он не желает быть сурком, жизненный цикл которого, как и других животных, однообразен и стандартен (обратим внимание на то, что имя Фил носит не только главный герой произведения, но и настоящий звёрёк – символ праздника).
Всё, что далее происходит, можно воспринимать как психологический протест, или бунт человеческого сознания.
Создаваемые при этом мыслеформы, исходящие из протестующей души Фила, подаются как перипетии сюжета. Фантазируя, то есть продуцируя мысленные образы, герой засыпает и видит фантастический сон, о котором, собственно говоря, и рассказывается в фильме.
Впрочем, скрытый смысл (подтекст) этого забавного и, несомненно, талантливого произведения не ограничивается только областью психологии и спецификой восприятия бытия человеком. «День сурка» можно рассматривать также в эзотерическом аспекте.
Неоднократное повторение Дня сурка с теми или иными его вариациями является аллегорическим аналогом круговорота рождения и смерти в физическом мире Земли, где действует закон кармы.
Выход из цепи перевоплощений возможен, но это доступно лишь тем душам, которые осознали необходимость внесения в обычное времяпрепровождение духовно-творческого заряда и свершения добрых дел. На этом пути люди обычно и достигают духовного просветления.
Характерно, что и Фил, испробовав всё, изучив Панксатони вдоль и поперёк и очень устав, решает, наконец, посвятить повторяющийся роковой день полезным и добрым делам.
Благородные и бескорыстные поступки, которые Фил совершает изо дня в день (и о чём знает только он сам), к вечеру делают его самым популярным человеком в городе. Из-за этого любимая им Рита сама обращает на него внимание, они сближаются, и после этого 3 февраля всё-таки наступает.
Число «три» есть «выход» из противоречий числа «два». Число «три» является знаком человека в полном его выражении – и как единения тела, души и духа.
И ведущим здесь является именно духовный порыв – эманация творческой энергии, избавляющей от скуки и жизненной рутины. Вот об этом, на наш взгляд, и рассказывает фильм «День сурка».
P. S. Сурок – небольшое животное из отряда грызунов, зимой впадающее в спячку. Есть даже выражение спать как сурок. Суть в том, чтобы не уподобиться сурку и не спать день за днём, год за годом, жизнь за жизнью, не проводить время исключительно биологически. Иначе никогда не вырваться из замкнутого круга однообразия и прозябания. Впрочем, сурки этого не понимают…
Источник: © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2017. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий