вторник, 10 октября 2023 г.

Французский кинодетектив «Белая опасность» (2017 год)

 

События в телевизионном художественном фильме «Péril blanc» («Белая опасность») разворачиваются во французских Альпах, в местечке, примыкающем к горнолыжному курорту Мерибель.

Авторы фильма (режиссёр Ален Берлине, сценаристы Томас Перрье, Фабьен ЛеСьер, Орели Белко) с самой завязки постарались придать повествованию глубокий историко-культурологический подтекст, разделив местное население на две этнографические в истоках группы – скотоводов и потомков волков, носителей давнего тотема Волк и почитателей данного вида хищников, активно выступающих против отстрела животных, хотя волки и наносят вред скотоводческому хозяйству, убивая овец.

Судя по сюжету, между скотоводами и защитниками волков издавна существуют разногласия, вплоть до стычек и прочих эксцессов.

В первой же сцене фильма на кресле движущегося горного подъёмника оказывается тело мёртвого мужчины, покрытого волчьей шкурой. Он был убит выстрелом в грудь. Пуля оказалась серебряной. Кроме того, у мужчины были вырваны верхние клыки. Всё указывало на убийство волколака – человека-волка, считавшегося оборотнем. Убийство произошло в полнолуние, когда, согласно поверьям, активизируется способность людей-волков к превращениям.

Такая завязка обещала не просто детектив, но и триллер, основанный на древних обрядах, на столкновении противоположных культурно-исторических типов и верований.

Триллер, однако, не состоялся. Детектив же получился занимательным, с динамичной интригой, сугубо интеллектуальным во французском стиле. Правда, финал несколько разочаровал, поскольку главный виновник нескольких преступлений оказался не тем, кем мог быть, к тому же он вряд ли был способен в одиночку и даже по своим внешним кондициям на фокусы с трупами и на слишком сложные действия, безусловно, имевшие целью запутать следствие.

Разгадкой убийств занимаются служащие в жандармерии отец и дочь – Жорж (актёр Кристоф Малавуа) и Клара Кесслер (актриса Армель Дойч). Они местные жители, хорошо знают здешнюю специфику и подробности межличностных связей среди действующих персонажей.

Впрочем, у них у самих не всё гладко в личной жизни. Личностная доминанта постепенно затемняет первоначальную и, казалось бы, основную этнографическую специфику детектива, а затем становится доминирующей и в раскручивании криминального дела.

Игра актёров и весь исполнительский уровень киносюжета не вызывают нареканий. Впечатляют альпийские пейзажи и, конечно же, волки, эпизодически появляющиеся в кадре крупным планом.

Неудачным, помимо развязки сюжета, мы считаем и заглавие фильма. Что значит «Белая опасность»? На что указывает этот заголовок? На снега и обрывы горнолыжного курорта? Но ведь отнюдь не это является в фильме ключевым в развёртывании действительно драматических событий.

© А. Ф. Рогалев. Обзоры кинофильмов разных жанров. Гомель: Велагор, 2023.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.