вторник, 17 октября 2023 г.

Художественные фильмы о Марселино (1955, 1991 и 2010 годы)

 

Фильм «Marcelino pan y vino», созданный при участии киностудий Испании и Италии (режиссёр и сценарист Ладислао Вайда), был первой киноадаптацией книги «Марселино, хлеб и вино», в оригинале – Marcelino pan y vino (первое издание – 1952 год).

Её автор – испанский детский писатель Хосе Мария Санчес-Сильва-и-Гарсиа-Моралес (1911–2002).

В книге рассказана история мальчика, найденного в младенческом возрасте монахами мужского монастыря, воспитанного ими и однажды вознёсшегося на небо при содействии самого Иисуса Христа, ставшего для Марселино высшим образцом совершенства, покровителем и старшим другом.

Автор не придумал, а пересказал необыкновенную историю мальчика, чья короткая земная жизненная программа состояла в познании высших добродетелей и в единении с богом.

Сама эта история основана на средневековой легенде, которая, наряду с другими легендарными сюжетами, была записана самим королём Кастилии, Леона и Галисии Альфонсо X, известным также под прозвищем Мудрый, по-испански El Sabio (1221–1284).

Действие в фильме отнесено к XIX веку. Повествование ровное, без особых коллизий, но увлекательное своей необычностью, почти что сказочным подтекстом и образом мальчугана шести лет, которого воплотил юный в 1950-е годы актёр Паблито Кальво.

Имя Марселино дал мальчику в день его крещения настоятель монастыря, а прозвище Хлеб и Вино ему присвоил Иисус, поскольку Марселино тайком и не однажды носил Иисусу из монастырской кухни хлеб и вино, угощая Сына божьего и жалея его, распятого на кресте, ведя с ним при этом беседы на темы, весьма интересовавшие мальчика.

Не совсем логично только то, что распятие с Иисусом находилось на чердаке монастыря, а не в какой-либо центральной комнате. Как будто распятие прятали, да и мальчику не разрешалось залазить на чердак.

В 1991 году история Марселино вновь была экранизирована на киностудиях Испании, Италии и Франции (режиссёр Луиджи Коменчини). Главную роль сыграл мальчик-актёр Николо Паолуччи.

Смотреть этот фильм

В этой киноверсии Марселино оказался на чердаке, спрятанным монахами от герцога, имевшего намерение забрать мальчика из монастыря и поселить у себя в замке, назвав своим сыном и воспитав в светском духе.

Но из этой затеи ничего не вышло. Марселино бежал от герцога и вернулся в монастырь. Светская жизнь, в роскоши и полном достатке, в удовольствиях и развлечениях, не была предназначена для Марселино, росшего до шести лет в монастыре в аскетическом стиле и духе.

И в этом плане образ Марселино контрастирует с известным образом лермонтовского Мцыри, который также был подобран монахами и вырос в монастыре, но, повзрослев, не принял монашескую участь, стремился на волю, в мир, полный ярких красок, приключений и человеческих страстей.

В 2010 году история о Марселино была экранизирована в третий раз, в Мексике (режиссёр Хосе Луис Гутьеррез). В роли Марселино выступил Марк Фернандес Москеда.  

Легендарные киносюжеты различаются в содержательном плане. Их авторы, хотя и следовали литературному источнику, вносили в действие свою интерпретацию, так или иначе разнообразив историю о Марселино.

В фильме 1955 года монахи тайком наблюдают за общением Марселино с Христом. В последний момент один из монахов увидел Марселино, парящим в небесном сиянии. Статуя Христа вернулась на своё место. Тело же Марселино осталось в монастыре, было похоронено под часовней и с той поры почитается всеми, кто посещает монастырь.

Общим для трёх экранизацией книги Хосе Марии Санчеса-Сильвы является высокий эмоционально-духовный заряд и высший смысл.

Заметим, что фильм 1955 года по своим внешним параметрам уже устарел и в этом плане уступает версиям 1991 и 2010 года.

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. С. 122–123.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.