Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 26 мая 2017 г.

Многозначительное название фильма «Чёрная книга» (Нидерланды, 2006 год)

Название исторической драмы «Чёрная книга» (режиссёр Пол Верховен, сценарий Пола Верховена и Герарда Сутемана) имеет два смысла.
С одной стороны, реально чёрной по цвету в этом фильме была записная книжка, в которой были указаны имена убитых евреев. Книжка принадлежала голландскому юристу Смаалу, который был членом движения Сопротивления и помогал по мере возможности местным евреям, имея контакты с офицером гестапо Людвигом Мюнтце.
С другой стороны, чёрной книгой можно считать весь данный киносюжет, в котором отображены факты и подробности о том, что происходило в Нидерландах в годы оккупации страны немцами в 1940–1945 годах.
Фильм рассказывает о последних месяцах гитлеризма, и основное внимание фокусируется на двух темах – действия голландского движения Сопротивления и судьбы евреев, преследовавшихся и уничтожавшихся фашистами по всей Европе, в том числе и в Нидерландах.
В центре повествования – молодая и весьма привлекательная еврейка-певица Рахиль Штайн, потерявшая всю свою семью – отца, мать, брата, чудом спасшаяся от смерти и ставшая в конечном итоге под вымышленным именем Эллис де Фрис активным членом движения Сопротивления.
Сюжет фильма, основанный на действительных событиях, построен в форме военного детектива и драмы. Повествование развивается весьма динамично, держит в напряжении зрителя от первой до последней минуты фильма, который полон драматических и трагических коллизий, неожиданных поворотов сюжета, разоблачений двойственной сущности лиц с обеих противоборствующих сторон.
Фильм завершается также многозначительно – началом арабо-израильской войны 1956 года. Главная героиня, живущая после окончания войны в Израиле, вспоминает пережитое в Нидерландах и становится очевидцем начала вооружённого противостояния нового времени.
Этим ходом авторы фильма подчёркивают, что человеческий мир постоянно балансирует на грани войны и мира и поэтому показанное в его фильме не следует воспринимать только как историю.
Данный фильм всё же интересен и с сугубо исторической точки зрения, так как показывает специфику противостояния гитлеризму и фашизму в Нидерландах, стране, которая как будто оставалась нейтральной после начала второй мировой войны.
Наконец, весьма важной является и ярко разработанная Полом Верховеном тема чёрного бизнеса на евреях, охота на которых была обставлена так, что их выискивали в различных убежищах, заманивали обещанием спасения, а затем коварно везли прямо на смерть.
Убийцы занимались окончательным грабежом трупов, с которых снимали кольца, серёжки, цепочки, часы, а из дорожных сумок коварно убитых людей вынимали деньги и ценные вещи.
Идеология не мешала наживаться по собственной инициативе как некоторым из влиятельных гестаповцев, так, увы, и отдельным членам движения Сопротивления.  
Фильм «Чёрная книга» поучил немало призов. Особую яркость фильму придала игра исполнительницы главной роли – актрисы Кэрис ван Хаутен. Она блестяще воплотила на экране образ женщины, выжившей в подлинном кошмаре благодаря не только терпению и стойкости, силе духа и воли, но и умению подстраиваться под ситуацию, а ещё не без необычайного везения и фортуны. Видимо, такое бывает.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий