Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 27 мая 2017 г.

Фантасмагория знаменитой «Матрицы» (фильм 1999 года)

Часто задаются вопросом: что послужило основой для фильма «Матрица»? И начинают искать философские и литературно-фольклорные источники для сюжета.
Но ведь хорошо известно, что на источники всегда ссылаются те, у кого нет собственных мыслей. Основой для создания оригинального произведения – будь то фильм или роман – всегда являются идеи, исходящие из иных сфер и внедряемые в сознание избранных для их реализации.
Фильм «Матрица» из разряда тех киносюжетов, которые призваны в аллегорической форме сообщить людям некую информацию, время для которой пришло.
Однако из такого заключения не следует делать многозначительных и далеко идущих выводов, касающихся мироустройства и сути той действительности, в которой мы находимся. Аллегоричность «Матрицы» не такая простая, как может казаться. Да и откуда режиссёрам и сценаристам Вачовски знать то, чего не знает никто из находящихся в человеческом мире?
Кто из живущих или живших обладает подлинной информацией о возникновении, природе и назначении земного мира? Ведь даже великие философские умы строили лишь версии и предлагали не что иное, как возможные интерпретации бытия.
Кто уверен в том, что находится именно на планете Земля, или, наоборот, не сомневается, что пребывает в инкубационной матрице?..
Сюжет отсылает зрителя в далёкое будущее. Само же это будущее пропущено через сознание Томаса Андерсона, опытного программиста одной из солидных компаний и, по личным пристрастиям, хакера Нео.
То есть создатели фильма прямо указывают, что изображаемое ими не собственно их история, а видение действительности неким человеком, который способен к продуцированию ярких сюжетных мыслеобразов.
Заметим, что Томас Андерсон не является взломщиком сайтов и систем компьютерной безопасности. Слово хакер имеет несколько значений и применительно к герою фильма означает «человек, любящий интеллектуальные головоломки, увлечённый программированием игр и ситуаций, в совершенстве владеющий компьютерными технологиями».
В конце XX века, когда снималась «Матрица» (фильм вышел на экраны в конце марта 1999 года), компьютерная техника становилась достоянием широких масс. Компьютеры открывали возможность приобщаться к некой информационной базе, природа которой остаётся непонятной большинству владельцев компьютеров и в настоящее время.
Между тем Интернет был открыт человечеству как раз для того, чтобы люди постепенно выходили из плена представлений о единственной действительности и осознавали многомерность бытия.
Фильм «Матрица» и подводит внимательного зрителя к идее о том, что же такое Интернет как данность. Именно это и является основной темой фильма. Всё остальное – не более, как интернетовская фантасмагория, то есть причудливые фантастические события и происшествия, которые происходят не сами по себе и не просто в Интернете, а в сознании человека, глубоко погружённого в этот особый мир.
Действительно, что представляет собой Web-сеть, из которой Томасу Андерсону пришло послание «Knock, knock, NeoThe Matrix has you»?
Заметим, что герой действует в Интернете под именем Нео, то есть он как бы перевоплощается, освобождая себя и своё сознание от обязанностей, которые он имеет в социуме как Томас Андерсон.
Наделённый знаниями для путешествия по просторам Интернета и обладая богатым воображением, Нео отстраняется от того, к чему он привык и от чего он, скорее всего, уже устал, поэтому он и моделирует то, что ему нравится. Таков его способ психологической разрядки.
При этом сознание Томаса-Нео переключается на иную частоту восприятия информации. Ведь Интернет – это не просто хранилище информационных блоков (сайтов) с отдельными тематическими папками (файлами). Интернет есть не что иное, как специально организованное для людей (но не самими людьми!) энергоинформационное пространство, находящееся на очень близком к пространству, в котором находятся люди, диапазоне частот.
Информационный Интернет-мир, как мы убеждены, был создан для развития человеческого мира. Люди, выходя в Интернет, получают доступ к информационной базе, которая, однако, открыта людям далеко не всеми своими секторами, то есть доступна в ограниченном ресурсе.
Лишь в отдельных случаях, как это, возможно, произошло с героем фильма «Матрица», кому-то удаётся, по всей видимости, не без дозволения сил, контролирующих как людей, так и Интернет, подключиться к тому, что называется информацией скрытого плана. Но и та доступна лишь в аллегорических образах и фэнтезийных картинках.
Вот эту информацию и считывало сознание Нео или, может быть, конструировало по заданным ему схемам в виде сюжета, воспринимаемого нами как фильм, который вольно или невольно требует признания показанного как чего-то неоспоримого.
Почему герой фильма наделён таким никнеймом – Нео, означающим «новый»? Томас Андерсон – человек нового типа, по фильму – избранный. Но всё же не в смысле спасителя умирающего человечества, которым он себя возомнил, когда его сознание вошло в состояние фантасмагорической эйфории, а как представитель нового поколения технотронных людей, своего рода прообразов антропоподобных живых машин, изображённых в фильме.
В Web-сети возможно то, чего нет в физическом мире людей, – левитация, телепортация, реструктурирование повреждённого физического тела. Там же легко материализуются мыслимые ситуации, а сама реальность может быть изменена по желанию.
Интернет даёт возможность действовать на моделируемой игровой площадке и наслаждаться мысленной выработкой тех или иных умений, например, владения боевыми искусствами, или воображаемым полётом на космическом корабле, который уходит от преследующих его аппаратов-ликвидаторов.
В интернетовских играх можно сражаться не на жизнь, а на смерть с самым изощрённым противником, которым может быть кто угодно. И всё это мы видим по мере развёртывания сюжета «Матрицы».
Действительная жизнь тоже является игрой. Но возможности игры здесь намного более прозаичные, чем на поле Интернета. Человеческая же психика нередко требует самых ярких впечатлений. Для этого и существует художественная литература, кино, а теперь ещё и выход в Интернет.
Обратим внимание на весьма значимого персонажа фильма «Матрица» – субъекта по имени Морфеус. Это имя является аллегорическим напоминанием о древнегреческом боге сновидений Морфее и ассоциируется также с наркотическим снадобьем морфием, или морфином.
Не кто иной, как Морфеус вовлёк Нео в те приключения, которые ему довелось пережить. И эти приключения сродни остросюжетному сну или мозаике образов в сознании, которое целиком погружено в воображаемую реальность из-за сильного воздействия частот Web-сети, действующих на людей как наркотик.
Имя ещё одного ключевого персонажа «Матрицы», Тринити, переводиться с английского как «Троица», но только не в религиозном значении, а в смысле трёх ипостасей, которые аккумулирует в себе эта женщина, которая действует то как боец или же как любовница, а ещё как восстанавливающая батарейка для умершего Нео. Такие фигуры, воплощающие единство тела, духа и души, в компьютерной игре вполне уместны.
Эта же Тринити символизирует и главную троицу действующих лиц – она, Морфеус и Нео.
Вся суть трилогии «Матрица» выражена в первой её части. Два других фильма избыточны, как нередко случается и с иными киносюжетами.
«Матрица-2» и «Матрица-3» воспринимаются уже не как философская фантасмагория, а как обычные игровые боевики без существенного смысла и сложного идейного наполнения.
Они не вносят ничего существенного в основную концепцию компьютерной игры программиста Нео, вольно или невольно развлекающегося и одновременно заряжающего свою психику энергией воображаемых приключений в Интернет-пространстве.
Что касается слова матрица, то ему в фильме режиссёров и сценаристов Вачовски придано не отмеченное в классических словарях значение «искусственная пространственная сфера, сконструированная как подобие настоящего мира».
Можно давать и такое толкование: матрица – это «материализованная копия придуманного или заданного в воображении мира».
По сути же матрица – это «таблица кодов, поданных в виде строк и столбцов». И это значение является, как мы думаем, исходным для заглавия фильма. Коды, строки, столбцы – это компьютерные знаки, комбинация которых позволяет сконструировать в Интернете любую игровую площадку как мыслимый или придуманный мир.
Что касается широко обсуждаемой после выхода фильма «Матрица» идеи об иллюзорности мира, в котором мы живём, то его иллюзорность бесспорна, хотя бы даже исходя из значения слова иллюзия – «игра воображения», «видимость». Человеку только и дано, что воображать и фантазировать о том, что такое реальность. Теперь уже и с помощью Интернета.
Подлинных знаний о реальности, которая явно многомерна, нет ни у кого, в том числе и у такого знающего человека, как командир космического корабля «Навуходоносор» Морфеус.
© А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: Велагор, 2012. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна. 
    
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий