Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 9 декабря 2016 г.

Поль Верлен и Артюр Рембо. Два поэта, жизненная связь в биографическом фильме «Полное затмение».

Биографический фильм режиссёра Агнешки Холланд, снятый в 1995 году по сценарию Кристофера Хэмптона, воспроизводит факты из жизни двух французских поэтов, которые по воле судьбы оказались весьма близки друг к другу.
Если характеризовать фильм в плане его выражения, то есть по форме, то он необычайно красочный, колоритный, в деталях передающий французскую столицу и провинцию второй половины XIX века (костюмы, интерьер пейзажи), наконец, эмоционально насыщенный до предела, вызывающий целую гамму переживаний – как высокого, так и низкого регистра.
План содержания фильма не прост и требует тщательного осмысления, ибо имеет скрытую подоплёку. Впрочем, эта сторона киносюжета образно обозначена в его заглавии – «Полное затмение».
К кому это относится? Безусловно, к Полю Верлену, чью роль талантливо исполнил Дэвид Тьюлис. Один из основоположников импрессионизма и символизма в художественной литературе, Поль Верлен в 1871 году фактически променял семью на явившегося из провинции юношу, в котором увидел необычайное поэтическое дарование.
В то время Полю Верлену было 28 лет, он был женат, и жена вскоре родила сына. Он уже являлся известным поэтом, поэтому то, что случилось, иначе, как затмением сознания, назвать трудно.
Поль Верлен откликнулся на письмо, присланное ему из Шарлевиля, городка на северо-востоке Франции, в котором молодой человек, назвавший себя Артюром Рембо, просил о помощи и поэтическом покровительстве. Вложенные в письмо стихи изумили Верлена, ибо в них он увидел необыкновенный талант.
Поль Верлен оплатил приезд Рембо в Париж и принял провинциала в своём доме. По всей видимости, поэт намеревался оказать содействие Артюру в продвижении в поэтическом сообществе.
Но, во-первых, оказалось, что представлять дарование кому бы то ни было рискованно, ибо Рембо отличался полным небрежением к любым принятым в обществе нормам и установлениям относительно поведения. Во-вторых, чуть ли с не первого дня пребывания Артюра Рембо в доме Верлена, он установил полный контроль над психикой хозяина.
Именно так – взял под полный контроль сознание известного поэта, превратив того в марионетку. В фильме «Полное затмение» это показано настолько выпукло и убедительно, что предлагать какое-либо иное объяснение влечения Верлена к Рембо невозможно.
Это не любовь и не восхищение талантом. Любви здесь нет, есть только болезненная зависимость с одной стороны и брезгливо-пренебрежительное отношение с другой стороны. Это надо только видеть, ибо в исполнении двух прекрасных актёров (роль Артюра Рембо играет молодой Леонардо ДиКаприо) суть взаимоотношений 28-летнего поэта и 16-летнего юнца раскрыта в полной мере, красноречиво и убедительно.
Увы, сама поэзия в фильме «Полное затмение» фактически не представлена. Мы слышим лишь какие-то отдельные строки, но не стихи в полной мере. В сюжете нет литературной полемики, споров и рассуждений о поэзии и её духе. Нам не показывают процесс творчества и состояние вдохновения.
Зато мы в изобилии видим другое – скандалы в доме Верлена, пьяную физиономию поэта, раздираемого противоречивыми чувствами между женой и Рембо. Крупным планом показывается и хищническая натура молодого поэта. Ведь он без зазрения совести фактически живёт на счёт Верлена и паразитирует на нём.
В этом заключен в общем-то, кармический смысл. Это и есть ответ на вопросы Верлена, адресованные Рембо: «Зачем ты всё так устраиваешь?» «Почему ты выбрал меня?» Действительно зачем он привязался к Верлену, с какой целью уводит того из семьи, эксплуатирует, превращая в своего раба, и одновременно ненавидит, не скрывая это никак? Вот характерные слова Рембо в адрес Верлена: «Твой ум так же отвратителен, как и твоё тело».
 Рембо делает людям больно со спокойствием, не извиняясь потом. Он безжалостен в действиях и словах, поступает жёстко и жестоко. Он искусил Верлена своим телом, но не раскрыл ему душу. Тем не менее душу Верлена он взял под полный контроль. Так поступают демоны, вселившиеся в человеческом теле.  
Философствования Рембо неискренни. Однако некоторые высказывания на самом деле позволяют подозревать в нём демонскую природу.
«Я должен испытать всё. Мне мало быть одним человеком, я решил стать всеми». Для этого он, помимо принадлежащего ему тела, фактически вселился ещё и в Поля Верлена, руководя его волей, одновременно наслаждаясь каким-то кармическим долгом Верлена.
Вот ещё одна фраза Артюра Рембо: «Мир стар, и в нём нет ничего нового. Я разочаровался и больше не пишу». Известно, что Артюр Рембо писал всего лишь до 20 лет. Что же касается процитированной фразы, то в ней он выдаёт свой давний опыт нахождения в мире людей, которых он может поразить поэтическими строками высочайшего уровня, но предпочитает всё же эксплуатировать своих жертв, а над остальными зло шутить, насмехаться, издеваться. Главная черта Рембо – неизменное кривляние.
Мать Артюра спрашивает у него: «Та работа, которую ты делаешь, к чему-нибудь приведёт?» Он отвечает: «Не знаю, но тем не менее это моя работа».
 Концовка фильма показалась нам несколько смятой и невнятной. Изложение пошло пунктиром, как будто авторы старались поскорее завершить историю жизни человека с демонской душой. По крайней мере, таким они показали Артюра Рембо в своём фильме.

© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий