Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 13 декабря 2016 г.

Смутное время и его герои в фильме «Стальная бабочка» (2012 год)

Стальной бабочкой называется раскладной нож, который носит с собой главная героиня фильма – беспризорница Вика Чумакова, по кличке Чума. Она уже в который раз сбегает из приюта и верховодит компанией таких же, как и она сама, беспризорников.
Дети-разбойники нападают на тех, кто не может оказать им решительного и действенного сопротивления, грабят, отбирают деньги и ценные вещи. Что касается «стальной бабочки», то Чума, она же Вика может им не только пугать – она готова порезать любого, кто станет ей на пути.
Фильм, снятый режиссёром Ренатом Давлетьяровым по сценарию Юрия Короткова и Натальи Ворожбит, представляет и других, характерных для смутного времени, героев. Это милиционеры, отнюдь не отличающиеся добродетелями, и маньяки, пристающие к девушкам и даже душащие их в тёмном парке и подъездах домов.
Капитан оперативной группы Григорий Ханин использует попавшуюся на очередном ограблении Чуму как наживку для поимки маньяка-убийцы. Обстоятельства и подробности этого дела и составляют основу киносюжета.
Фильм смотрится с интересом в разных его деталях, в том числе и в тех, которые относятся к взаимоотношениям капитана Ханина и дерзкой беспризорницы Вики-Чумы. Здесь немало надуманного: девушка становится любимицей отделения милиции и даже проживает в квартире Ханина ввиду несогласия возвращаться на время оперативной работы в приёмник-распределитель или в приют.   
Более того, эта Вика вдруг влюбляется в капитана, у которого по субботам запланирован традиционный приход любовницы. Сцена ревности малолетки к любовнице капитана вообще смехотворна, тем не менее она составляет важную деталь развития сюжета, ибо после неё и наступает решающее участие Чумы в поимке преступника, охотящегося на девушек.
Финал фильма невразумителен. Вика считает себя достаточно взрослой не только для личных отношений с капитаном Ханиным, но и для постоянной работы в оперативном отделе. Но её надежды и ожидания фактически игнорируются или даже высмеиваются.
Капитан настолько тупой, что не понимает чувств Вики. В отделении же ей в шутку говорят, что примут во внимание её желание работать оперативницей, как только объявится новый маньяк.
Вика отправляется в парк, чтобы напасть на какую-либо девушку. Но сделать этого не сможет и вместе с попавшейся жертвой идёт по тёмному парку вдаль, фактически доводя испугавшуюся девушку до дома.
Заглавие «Стальная бабочка», конечно же, относится не только к острому раскладному ножу, но в переносном плане – и к самой его обладательнице. Характер Вики-Чумы действительно стальной, но по образу жизни и по судьбе она настоящая перелётная бабочка.
Пожалуй, образ Вики Чумаковой в исполнении актрисы Дарьи Мельниковой удался создателям фильма лучше всех прочих. По крайней мере, актриса демонстрирует то, что убеждает: она умеет менять интонации, эмоции, выражение лица и манеру поведения в зависимости от меняющихся ситуаций и обстоятельств. То есть она живёт на экране, а не просто исполняет назначенную роль.
Можно сказать даже больше: фильм привлекает зрителя именно образом Вики Чумаковой. Что же касается этого психологического детектива в целом, то он лишён стержневой идеи, то есть того существенного смысла, который в него вложен, и поэтому не может претендовать на какое-либо достойное место среди прочих фильмов современного российского кинематографа.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий