Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 10 декабря 2016 г.

Детская психологическая драма. Фильм «Дьяволы» (2002 год).

Франко-испанский фильм «Дьяволы» («Les diables») режиссёра Кристофа Ружжиа, вышедший на экраны в 2002 году, вызывает противоречивые чувства у зрителей. Причина – разное понимание и оценка того, что показано на экране.
В центре повествования – два подростка, Жозеф и Клея. Он считает её сестрой. Она привязана к Жозефу и быть без него не может, причём в буквальном смысле: Клея – аутистка, нуждающаяся в посторонней помощи и руководстве, вплоть до еды. Она знает и понимает только Жозефа, а он явно одержим идеей, которой подчинены все его действия: он должен заботиться о девочке-сестре и найти дорогу домой.
Дети не имеют родителей и не знают о них ничего. Вся жизнь Жозефа и Клеи проходит в скитаниях после побегов из приютов, в которые их определяют после поимки полицией. Но в их сознании сформирован мыслеобраз дома, который Клея удивительным образом умеет материализовывать, складывая из кусочков разноцветного стекла.
Этот мыслеобраз поддерживает скитальцев, даёт им силы и надежду, ведёт детей наперекор всем препятствиям и попыткам закрыть их в стенах того или иного приюта, да ещё и разлучить друг с другом.
Вот это-то и толкает Жозефа на поступки, которые в формальном отношении граничат с преступлениями. В таком аспекте становится понятным и заглавие фильма – «Дьяволы», то есть «неугомонные», «решительные», «озлоблённые», «готовые на всё».
Правда, это относится преимущественно к Жозефу, реализующего запечатленные в его сознании четыре основных задачи. Он должен обеспечить себе и сестре свободу, заботиться о Клее в пути, выжить любым способом и найти дорогу домой.
Мальчик убеждён, что при условии выполнения этих задач в итоге Клея обретёт рассудок, а к ней вернётся сознание, которое пока что балансирует на грани между миром людей и неким инобытиём.
Жозеф играет свою роль неистово, так что не остаётся сомнения в том, что им скрыто руководит провидение, которое чётко и однозначно сформулировало его жизненную программу и ввело эту формулировку ему в сознание как незыблемую установку.
Фильм интересен именно этим – реализацией жизненного предназначения и прохождением через препятствия и проблемы, возникающие при любой попытке взрослых – полиции, врачей, психологов и педагогов – вмешаться в судьбу бездомных брата и сестры.
Логичные и правильные для стороннего наблюдателя действия взрослых в аспекте психической доминанты Жозефа рассматриваются им как нападение и вызывают ответную реакцию, отнюдь не мирного свойства.
Исходя из сказанного, фильм «Дьяволы» может рассматриваться как художественное пособие по подростковой психологии. Убедительность показанного в значительной степени возрастает благодаря искренней и по-настоящему талантливой игре двух актёров, исполняющих роли Жозефа и Клеи. Они как будто играют самих себя. Может быть, в их подсознании как раз и актуализировалась какая-то прошлая жизнь, где им приходилось быть теми, кого сейчас они воспроизводят на экране. Ведь те актёры, которые вживаются в роль естественно, всегда играют свои личные судьбы.

© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий