Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Афганистан во власти талибов в художественном фильме «Osama» (2003 год)

В 2003 году на экраны вышел фильм «Osama», снятый режиссёром Сиддиком Бармаком при участии киностудий Афганистана, Японии, Ирландии. В русскоязычной адаптации этот фильм чаще подаётся под названием «Усама».
Отличительная особенность фильма – отсутствие музыкального сопровождения. По всей видимости, создатели киносюжета посчитали музыку в данном случае излишней. Как говорится, не до музыки…
Действительно, изображаемое вызывает чувство сострадания. Нам показывают окраину Кабула, столицы Афганистана, где власть захватило ортодоксальное исламское движение  «Талибан», правившее с 1996 по 2001 год. Действуют строгие законы шариата. По этим законам, женщины фактически лишены права работать и зарабатывать деньги на элементарное пропитание.
Но у многих из них нет мужей, которые погибли в боях, сражаясь на стороне либо прежней светской власти, либо в отрядах тех же талибов. Как жить? Где взять хотя бы минимум денег на еду и одежду?
Женщины выходят на акцию протеста, но тут же появляются на машинах вооружённые талибы, которые жёстко разгоняют демонстрацию. Иностранный фотокорреспондент из Европы, фиксировавший это событие, арестован, а затем казнён. 
В семье погибшего при защите Кабула мужчины ситуация вообще критическая. Бабушка-старуха предлагает переодеть двенадцатилетнюю девочку мальчиком, коротко остричь ей волосы и отправить зарабатывать деньги к знакомому лавочнику, будучи уверенной в том, что он не выдаст. Мать девочки, работавшая ранее врачом в больнице, сейчас не имеет возможности даже открыто появляться в медицинском учреждении, которое, кстати, фактически перестало функционировать.
То, что показывается в фильме, шокирует. Это даже не средневековье и не рабовладельческий строй, а нечто другое, совсем абсурдное и лишённое всякой логики. Человек поставлен в положение бесправной игрушки, с которой можно сделать по прихоти сильного всё, что угодно. Это касается не только женщин, считающихся по религиозным соображениям ниже мужчины, но и самих мужчин, даже детей-мальчиков, которых насильно обучают в непримиримом исламистском духе.
Что касается главных героев сюжета, то из дома, где живут две старшие женщины и двенадцатилетняя девочка, выходит «мальчик» Осама (Усама), отправляющийся на заработки хлеба насущного для себя, матери и бабушки.
Увы, успешные трудовые будни в торговой лавке длились недолго. Псевдомальчика Осаму, наряду с другими мальчишками, насильно забрали в лагерь талибов, где начали учить азам соответствующей философии и прививать необходимый образ мышления. Вскоре переодетая в Осаму девочка была разоблачена.
Всё, что произошло дальше, удручает. Это нужно увидеть. Увидеть чтобы осознать трагизм опыта жизнедеятельности в человеческом мире во всех его проявлениях, а ещё философию обскурантизма в наглядном её проявлении.
В съёмках фильма были задействованы непрофессиональные актёры, в том числе люди, взятые из лагерей афганских беженцев. Тем не менее образ Осамы, воплощённый Мариной Голбахари, убедителен. Девочке удалось передать состояние перманентного стресса, в котором находилась её героиня с того момента, как ей пришлось выйти на улицу в одежде мальчика. Ведь за это наказывают смертью…
Вообще, все образы детей, участвующих в массовых сценах, колоритны. На фоне афганской детворы, остающейся беззаботной в силу присущей детям, особенно мальчикам, психологии выделяется изображаемый крупным планом Эспанди, похожий на местного беспризорника, которого хорошо сыграл Ариф Херати. 
Фильм «Osama» вольно или невольно документирован. Он и является по своей сути художественно-документальным, а с позиций сегодняшнего дня – ещё и документально-историческим фильмом.
С другой стороны, показанное является не только историей, но и намёком на настоящее, особенно в аспекте того, что называется установлением нового мирового порядка, призванного укоротить личную свободу и волю людей до минимума.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий