Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 25 ноября 2016 г.

История создания одного портрета в фильме «Девушка с жемчужной серёжкой»

Англо-люксембургский фильм «Girl with a Pearl Earring», снятый в 2003 году режиссёром Питером Веббером, посвящён истории создания Яном Вермеером, знаменитым голландским художником-живописцем XVI века, портрета, известного под названием «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665 год).
Тот, кто смотрел этот фильм в великолепном исполнении двух главных ролей Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон, согласится, что в истории одного конкретного портрета может быть немало интересного и познавательного.
В основу киносюжета был положен исторический роман американо-британской писательницы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой» (1999 год). В данном случае роман назван по портрету, созданному Яном Вермеером, а фильм – по книге Трейси Шевалье.
История, рассказанная в романе и фильме, произошла в голландском городе Дельфте в 1665 году. Девушка по имени Грит поступает на работу служанкой в дом художника Яна Вермеера, специализирующегося на бытовой живописи и жанровом портрете.
Поражает, с какой тщательностью подобраны костюмы XVI века и как детально представлены быт и нравы голландского городского социума того времени. Убедительность исторического фона сразу же создаёт доверие к фильму, и далее он воспринимается как красочный срез своей эпохи, но уже в сугубо психологическом аспекте.
В доме мастера командует его капризная и ревнивая жена под руководством своей матери, хотя семья полностью зависит от заработка художника. Определённая роль в семье принадлежит городскому богачу и заказчику картин, который выступает как покровитель Яна Вермеера и ценитель его творчества. Впрочем, образ этого человека в фильме обрисован недостаточно и не очень внятно.
Заметим здесь, что сюжет фильма значительно сокращён в сравнении с сюжетом романа Трейси Шевалье. Некоторые сюжетные линии вообще в фильме только затронуты или даже не упомянуты.
Авторов фильма можно понять. Главными для них были условия жизни и творчества знаменитого мастера (конфликт быта и духовной потребности) и взаимоотношения Грит и Яна Вермеера, приведшие к созданию портрета. 
Между Вермеером и Грит сразу же установилась ощутимая двусторонняя притягивающая связь. Нет, это не привело к какой-то любовной авантюре: за Вермеером и Грит зорко следили две женщины-командирши в доме, к тому же нравы XVI века, насколько это показывается в фильме, исключали переход всякой симпатии за допустимые рамки.
Грит по настоянию хозяина выполняла не только обязанности служанки в доме, но и помогала художнику размешивать краски и присутствовать при работе над заказом. Но то, что Ян Вермеер чувствовал к девушке не просто симпатию, очевидно.
Затем поступило предложение от мецената дома Вермеера создать портрет с участием Грит. Но изображать незамужнюю девушку на портрете в компании мужчин было не принято, хотя именно этого весьма хотел заказчик портрета, достаточно самоуверенный и грубый господин.
Тем не менее Ян Вермеер настоял на создании портрета Грит в одиночку, чтобы не компрометировать девушку в глазах публики. Так создавалась ставшая знаменитой картина, ставшая шедевром портретного искусства именно потому, что художник благодаря особому отношению к служанке сумел подключиться к её биополю и скопировать оригинал, войдя с ним в полный резонанс.
Так создаются все знаменитые портреты: мастер, входящий в особое состояние сознания, снимает копию с оригинала, перенося на холст энергию эфирного поля человека. Кстати, часто это приводит к болезни и даже смерти того, кто позирует. Но это отдельная тема для обсуждения.
В данном же случае портрет был создан удачно и счастливо для Грит. Правда, ей пришлось уйти из дома художника по требованию ревнивой жены мастера. Но на память о пребывании в доме и о совместной работе с Яном Вермеером тот прислал ей, по-видимому, просто отняв у жены, пару жемчужных серёжек. С одной из них она позировала художнику.
Тонкий психологизм сюжета, яркий колорит эпохи, мастерство актёров доставят удовольствие всем ценителям и знатокам интеллектуального кино.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий