Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Сюрреализм фильма «Космонавт» (2013 год)

Фильм «Космонавт», снятый в 2013 году режиссёром Николасом Алькалой при сотрудничестве киностудий Испании и Латвии, подаётся как фантастический. Однако фантастики в сюжете нет и в помине, как нет в нём и никакой истории.
Использован лишь исторический фон: СССР, 1957–1976 годы, космические исследования, Звёздный городок, отряд космонавтов, подготовка к полётам, отбор кандидатов.
Но вот всё это как раз и не главное в фильме. Собственно говоря, СССР в фильме не афишируется и советская действительность как таковая не изображается.
Это не повествование и не рассказ о том, как осваивался космос. Здесь нет реализма и элементов документальности. Фильм целиком сюрреалистический.
Сюрреализм (от французского слова surrealisme – «сверхреализм») – это направление в искусстве, обращающее внимание на сферу иррационального восприятия действительности, изображающее инстинкты, сновидения, галлюцинации. Все логические цепочки в сюрреалистических сюжетах заменяются субъективными ассоциациями.
Сказанное полностью соответствует тому, что мы видим в фильме «Космонавт». В центре внимания – поток сознания, внутренний мир человека, размышления, переживания, эмоции.
В фильме три действующих лица – Стас, Андрей и Юлия. Классический треугольник. Типично психологическая ситуация, осложнённая космической тематикой. Событийный ряд сюжета представлен не в последовательном порядке, поскольку все события изображаются не со стороны, а через сознание персонажей. При этом сознание одного из них – Стаса Арсеньевича Михайлова – вообще проявляется, так сказать, с иного диапазона частот.
Он был назначен для полёта на Луну. Это был тайный полёт, который не афишировался ввиду отсутствия уверенности в его успешном осуществлении. Шёл 1975 год. Был месяц апрель.
Пилотируемый корабль исчез и был объявлен беспилотным. Космонавт, однако, совершал полёт вокруг Луны и даже как будто высадился на её поверхность. Затем ему удалось запустить аппарат для возвращения. Его сигналы были приняты на околоземной орбите. В район приземления была отправлена спасательная команда. Но вот космонавта не нашли.
Между тем он, точнее, его душа блуждает по знакомым местам и вспоминает, переживает и анализирует. Но не сам полёт, не задание и вообще не космическую тематику. Сознание Стаса Михайлова вступает в телепатическую связь с сознанием Юлии, находящейся в депрессивном состоянии после исчезновения космонавта, который был выбран из ряда кандидатов и отправлен навстречу неизвестности её мужем, Андреем, другом Стаса и руководителем группы подготовки к полётам.
Создатели фильма акцентируют внимание на сложных взаимоотношениях между Юлией, Андреем и Стасом, и с этим связана основная идея фильма: внутренний мир человека и есть его космос, а внешнее пространство, в том числе то, которое называют космическим пространством, ему враждебно.
Специфика данной сюрреалистической драмы в том, что её невозможно в полной мере и адекватно передать словами, пересказать. Сюрреализм – не повествовательное, а созерцательное искусство. Но, увы, не для массового зрителя.
© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий