Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 12 ноября 2016 г.

Социальные, расовые и нравственные реалии Америки 1960–1990-х годов в фильме «Призраки Миссисипи» (1996 год)

Фильм режиссёра Роба Райнера «Призраки Миссисипи» (1996 год) представляет собой социальную и одновременно историческую драму, снятую на основе реальных событий.
Начало фильма впечатляет: транслируется выступление президента США Джона Кеннеди, в котором он говорит о гражданских правах в стране и о том, что существующая юридическая регламентация не соответствует состоянию сознания многих граждан. Декларирование равноправия не означает принятия этого факта на ментальном и эмоциональном уровнях.
В это время, как раз в момент, когда семья борца за права чернокожего населения в США Медгара Эверса находится у телевизора и слушает речь президента, в главу семьи, возврашавшегося домой, стреляет из засады одержимый ненавистью к неграм расист Беквит.
Случилось это 12 июня 1963 года. Но основные события фильма разворачиваются на другом временном плане, с 1989 по 1994 год. За годы, прошедшие после наглого убийства негритянского общественного деятеля Медгара Эверса, в Америке многое изменилось. Вдова убитого инициирует возобновление расследования убийства её мужа и требует свершения правосудия. Следствие и суд в 1963 году в условиях явного доминирования расистских настроений в штате Миссисипи, особенно среди социальной элиты штата, оправдали Беквита.
В новое время он, уже значительно постаревший физически, внутренне не изменился, оставаясь закоренелым расистом, и по-прежнему уверен в том, что новое судебное разбирательство закончится в его пользу.
Законы – законами, но главное в том, как к этому относятся люди. Эта мысль рефреном проходит по всему сюжету фильма, а его события являются красноречивым подтверждением тому, что в душах америнцев раскол, увы, не приодолён, несмотря на единство страны с точки зрения закона.
Зритель с напряжённым вниманием следит, как помощник прокурора Роберт Де Лоутер ведёт новое расследование убийства Медгара Эверса, сталкиваясь со скрытым недоброжелательством и явным противодействием со стороны сторонников Беквита и тех, кто ему сочувствует.
Примечательно, что дело, за которое с особым рвением взялся Де Лоутер, привело даже к конфликту и последующему расколу в его семье, так что ему пришлось расстаться с женой.
Напряжённое, более чем двухчасовое повествование о деле Беквита завершается торжеством правосудия. Преступник, он же самоуверенный лжец, оказался поверженным. Но в душах тех, кто поддерживал вдову Эверса и помогал расследованию Де Лоутера, а также в сознании зрителей остаётся горький осадок. Если не открытый расизм, то высокомерное отношение к людям, не относящимся к числу коренных англосаксов, остаётся заметным родимым пятном на лице Америки, любящей показательно гордиться своей демократией. Такова главная идея фильма «Призраки Миссисипи».
Что касается его заглавия, то оно двузначно. Маленькая дочка прокурора Де Лоутера дважды в период, когда её отец вёл новое расследование убийства, ощущала присутствие призрака в доме. Может быть, это дух Медгара Эверса незримо присутствовал вблизи человека, от которого зависел исход всего дела?
С другой стороны, призраками штата Миссисипи являются тёмные духи вражды и ненависти, управлявшие сознанием тех белых, кто расправлялся с неграми или даже просто одобрял действия таких, как Беквит.
Игра актёров, исполняющих главные роли, особенно роль расиста Беквита, впечатляет. Сам фильм остаётся актуальным своей темой, основной идеей и теми подробностями громкого дела, которые художественно были осмыслены авторами киносюжета.

© А. Ф. Рогалев

Комментариев нет:

Отправить комментарий