Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 30 июля 2016 г.

Игра и любовь во французском фильме «Le Petite Amour» (1987 год)



Влечение одного человека к другому не регулируется разумом и логикой. Оно возникает спонтанно и бывает таким сильным, что побеждает всякие здравые рассуждения. Сказанное в полной мере характеризует то, что легло в основу сюжета весьма добротной французской психологической драмы 1987 года «Le Petite Amour» (режиссёр Аньес Варда).

Героиня фильма Мари-Джейн, по происхождению англичанка, когда-то вышла замуж за француза и переехала во Францию. Здесь у неё родились две дочери. Одна маленькая, лет четырёх-пяти, другая – школьница 14-ти лет. Мари-Джейн рассталась с мужем и воспитывает дочерей одна.

Эти подробности мы узнаём постепенно, а сам фильм начинается с вечеринки, устроенной школьными друзьями Люси, старшей дочери Мари-Джейн. Вот здесь эта симпатичная и энергичная женщина с весьма мягким характером и добрым нравом увидала Жюльена, парня, который учится с её дочерью в одной школе. Жюльену 14 лет, а Мари-Джейн уже за тридцать.

В том, что произошло далее, мы усматриваем так называемую кармическую любовь – чувство, сохранённое в подсознании человека из прошлой жизни. Кармическая любовь необычайно сильна, она поражает сердце острой стрелой, заставляет душу страдать и напрягает эмоционально-астральное поле человека необычайно.

Кармическая любовь, как правило, даётся человеку в наказание за некие проступки в прошлом воплощении, а точнее, за некие неблаговидные поступки по отношению к другому лицу.

Два человека, прожившие вместе жизнь или значительную её часть, сталкиваются волей судьбы в следующей жизни, чтобы никогда не соединиться. Они ничего не знают о прошлом, память оказывается заблокированной, но это ничего не меняет. Программа их жизнедеятельности разворачивается неумолимо.

При этом одна сторона (как в анализируемом фильме) или обе стороны испытывают необычайное тяготение к другой стороне, сопровождающееся муками совести. Да и не может быть иначе, если взрослая женщина влюбляется в подростка. Вот в том-то и весь секрет кармической любви, что с формальной стороны она алогична и необъяснима. Но любовь ведь не требует объяснений…

В русскоязычной адаптации фильм «Le Petite Amour» подаётся как «Маленькая любовь», что прямо соответствует оригинальному французскому заглавию. Но у этого киносюжета есть ещё одно параллельное оригинальное название – «Kung-fu master». Вот в нём-то и кроется самая интересная сторона разыгравшейся любовной связи между несовместимыми по всем принятым внешним стандартам людьми.

Ведущей фигурой в отношениях между Мари-Джейн и Жюльеном оказывается парень. Именно он проявляет инициативу, настойчивость и фактически заставляет мягкую и податливую женщину преодолеть своё моральное смущение.

Актриса Джейн Биркин играет свою героиню талантливо, и эта роль подходит ей как нельзя лучше. То же можно сказать и о юном на время съёмок фильма актёре Матье Деми, воплощающем роль Жюльена. Холодный твёрдый взгляд его тёмных с нагловатым оттенком глаз гипнотизирует женщину всецело.

Поначалу думается, что Жюльен так же, как и Мари-Джейн, охвачен кармической страстью. Но оказывается, что этот парнишка является субъектом, действующим по принципу «цель – преодоление препятствий – результат». При этом он в значительной степени роботизирован, поскольку лишён особой эмоциональной нагрузки и отличается расчётливостью и настырностью.

Он и есть «master kung-fu», но не настоящего восточного боевого искусства, а видеоигры, загруженной в игровую машину в одном из салонов города. В этой самой сложной, по словам Жюльена, игре он шаг за шагом, изо дня в день продвигается к цели – некой находящейся за многочисленными препятствиями и преградами и охраняемой пленнице. Суть и дух игры Жюльен переносит и в свою жизнь, а целью избирает простодушную и открытую, а тем более любящую его Мари-Джейн.

Вполне вероятно, что она ему тоже нравилась, но в его стремлении к ней в большей мере можно усматривать обычный половой интерес мальчишки к женщине и желание одержать победу, которой можно гордиться.

Увы, такова настроенность сознания Жюльена, в котором показан реальный тип личности. И эта установка не принесёт ему в последующем той теплоты и нежности, которыми одаривает людей взаимное чувство. Но сказанное уже находится за рамками сюжета. Просто бравада Жюльена перед друзьями в финальной сцене и его достаточно циничное высказывание об игре в любовь со страдающей воспоминаниями Мари-Джейн наводит на такое заключение. Фильм построен в форме воспоминания с элементами исповеди от лица главной героини.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий