Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 24 июля 2016 г.

Комментарий к биографическому художественному фильму «Уайльд» (1997 год)



Фильм «Уайльд» (оригинальное название – «Wilde») был снят в 1997 году при участии киностудий Великобритании, Германии и Японии режиссёром Брайаном Гилбертом по книге американского автора Ричарда Эллманна (1918–1987) «Оскар Уайльд».
В центре этого биографического киносюжета – английский писатель-эстет, поэт, драматург Оскар Уайльд (1854–1900). Сразу скажем, что актёр Стивен Фрай, играющий Оскара Уайльда, оставляет неприятное впечатление из-за того, что он слишком стар для этой роли. Неудачным является и русскоязычное озвучивание главной роли, похожее не на артистическое исполнение, а на бормотание сквозь зубы.
Сам сюжет тоже существенно разочаровал. Знаменитый писатель ирландского происхождения не представлен в нём всесторонне. Биографический фильм должен раскрывать разные стороны жизнедеятельности человека, а применительно к писателю – в первую очередь его художественно-мировоззренческую позицию.
В фильме «Уайльд» ничего не сказано об эстетизме Оскара Уайльда, а ведь он был ярким представителем этого движения в искусстве и литературе во второй половине XIX века. Мы не видим Уайльда, выражающего свои художественные убеждения и отстаивающего приоритет эстетических ценностей над социальными и даже этическими проблемами. В фильме Брайана Гилберта вообще нет Уайльда-философа, а ведь он был таковым. Зритель довольствуется лишь сведениями о постановке пьес Оскара Уайльда, идущих с большим триумфом, и о выходе романа «Портрет Дориана Грея», но сами горячие споры об этом произведении отсутствуют.
Солидная фигура в английской литературе конца XIX века представлена преимущественно в подробностях его личной и интимной жизни, причём в отношении последней – весьма гипертрофированно.
Создатели фильма и, возможно, автор биографической книги об Оскаре Уайльде, по которой фильм снимался, намеренно концентрируют внимание на личной трагедии знаменитого человека, не устоявшего перед очевидным демонским искушением, олицетворяемым пресловутым «уайльдовским мальчиком» Альфредом Дугласом, в ближней компании – просто красавчиком Бози. Он был сыном маркиза Куинсберри, который являл собою последовательного защитника строгих пуританских норм морали.  
Впрочем, Оскара Уайльда искушали, мешая творческой реализации и отвращая от семьи и детей, для которых он сочинял ставшие впоследствии широко известными сказки, и другие лица, но они не были такими эгоистами и хищниками, как пресловутый Бози.
Тот же Роберт Росс (Робби), показанный как первый искуситель писателя, действительно любил и ценил Оскара Уайльда, дорожил его репутацией, психологическим и физическим состоянием. А вот наглец Бози лишь разорял Уайльда, доводил его до болезненного исступления и фактически стал причиной тюремного заключения знаменитого человека и преждевременной его смерти в возрасте 46 лет. Из-за любви, которая не осмеливается произнести своё имя, кумир публики в одночасье стал публичным посмешищем.
Вместо того, чтобы покаяться и смирить себя, Оскар Уайльд выступил против существующих норм морали и законодательства, обосновывая на суде право любви между старшим и младшим, апеллируя к другим эпохам и знаменитым личностям. Но кто думает о том, что было, если живёт только настоящим?!
Конечно, рассказанное и показанное тоже является вехами биографии Оскара Уайльда. Но если концентрировать внимание только на тёмной стороне его жизни, то в результате померкнет и светлая её сторона – творческое дарование, философская платформа, художественно-эстетическая концепция и даже сами конкретные  произведения писателя, остающиеся до сих пор одними из наиболее востребованных читающей публикой.
Создаётся впечатление, что авторы фильма «Уайльд» поставили перед собой цель в условиях новой Англии реабилитировать роковую страсть Оскара Уайльда, осуждённую Англией рубежа XIX и XX веков.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий