Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 17 июля 2016 г.

Детские рынки в центре Европы. Фильм «Schwabenkinder» («Швабские дети», 2003 год)



Этот художественный фильм режиссёра и сценариста Йо Байера интересен тем, что приоткрывает одну из малоизвестных страниц истории Европы. Оказывается, фактически до 1940 года в центре Европы, дети из горных деревень Тироля (ныне Тироль – федеральная земля на западе Австрии) отправлялись их родителями через горные перевалы в долину, к Боденскому озеру (предгорья Альп на границе Германии, Швейцарии и Австрии), где их покупали примерно на полгода, на сельскохозяйственный сезон, для работы на полях местные землевладельцы и фермеры, а также ремесленники, которым нужны были подмастерья, и просто состоятельные люди, использовавшие чужих детей в качестве прислуги в доме. Отправка родителями детей из Тироля пешком через горы делалась вынужденно, ввиду крайней бедности тирольских крестьян.
Большая часть фильма связана как раз с преодолением группой детей во главе с проводником из тирольских католических священников трудного пути через заснеженные горы в долину. В центре сюжета – мальчик по имени Каспар, вынужденно отправленный его отцом на продажу после трагической смерти матери, погибшей в результате схода с гор снежной лавины. Мать шила для местного замка одежду и тем кормила семью. У отца же постоянной работы и приемлемого дохода не было вообще. И таких малоимущих или вообще неимущих в Тироле в начале XX века было немало. 
Сюжет построен на воспоминаниях Каспара о тяжёлом и одновременно радостном периоде детства, о жизни в тирольской деревне, о последующем полном опасностей переходе через горы, вопреки морозу и снежному ветру, а затем – о работе на ферме, которая принадлежала далеко не самому доброму хозяину.
Интересен эпизод распродажи детей. Происходило это на рынке. Дети разного возраста – от 7–8 до 12–15 лет стояли группой, к ним подходили потенциальные покупатели, осматривали детей, оценивали их физические возможности и возраст, а затем предлагали денежную сумму. Согласия самих детей, в общем-то, не требовалось. Соглашался проводник, который приводил группу тирольцев в предгорные населённые пункты. Он же получал деньги за ребёнка и потом, по возвращении в Тироль, отдавал их родителям купленных мальчиков и девочек.
Главный герой фильма, Каспар, проработав некоторое время у хозяина на ферме, сбежал, нашёл в городе по известному ему адресу свою подругу Магду, которая была на несколько лет старше мальчика, и вместе с ней отправился искать счастья за океан.
К сожалению, авторы фильма не рассказали о том, как детям удалось добраться до Америки и, самое главное, стать там на ноги. Мы видим Каспара уже взрослым, когда он приезжает в родную деревню в Тироле, чтобы после многих лет разлуки увидеть отца, сестру и брата, считавших Каспара сгинувшим бесследно.
Сейчас Каспар имеет деньги, может помочь сестре, у которой несколько маленьких детей, успевает побеседовать с ещё живым, но очень больным отцом, прощает его за то, что тот когда-то отправил мальчика на произвол судьбы.
Заглавие «Швабские дети» (вариант – «Дети швабов») объясняется тем, что дети отправлялись на работу в районы Швабии, исторической области на юго-западе Германии, где жили немцы, говорившие на особом швабском диалекте. Продажа детей осуществлялась в городе Равенсбург. Конец же европейскому детскому рабочему рынку первой половины XX века положила статья героя фильма, Каспара, которую он, будучи взрослым, опубликовал в американской прессе.
Фильм является познавательным, эмоционально окрашенным. Впечатляющие виды альпийской природы, хорошая игра актёров, добротная режиссёрская и операторская работа позволяют рекомендовать фильм «Швабские дети» к просмотру как историко-социальную и психологическую драму.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий