Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 22 июля 2016 г.

Встречи и расставания во сне и наяву в художественном фильме «Однажды» (2010 год)



Среди множества мистических киносюжетов фильм «Однажды» (2010 год) тайванского режиссёра Чи-Джань-Хоу выделяется своей философской основой. В нём нет явных сказочных поворотов сюжета или леденящего ужаса, нет даже какой-то загадки или тайны, свойственных захватывающим триллерам. Этот фильм посвящён теме сна и мыслеобразов о встречах и расставаниях.

Сон рассматривается как комплексное проявление особых состояний человеческого сознания (индивидуального «Я»), которое высвобождается из плена физического тела и вступает во взаимодействие с духовно-энергетическими сферами. В этом и заключается философия фильма и вся его суть.

То, что происходит между двумя действующими лицами фильма – девушкой Синин и парнем Дзунгом, разворачивается во сне и наяву. И очень трудно различить реалии привычного физического мира и реалии сна. Такова главная особенность фильма.

Может быть, его авторы хотели сказать, что жизнь есть сон, а сон есть жизнь? Фактически жизнь человека, бытие его сознания осуществляется в двух состояниях – в состоянии бодрствования и в состоянии сна. В первом случае мыслящее «Я» заключено в плотную оболочку физического тела. Во втором случае «Я-сознание» находится в астральном теле. Но жизнь не прекращается ни на минуту до самой смерти. Да и смерть не означает исчезновения мыслящего «Я», которое лишь переходит в иной режим существования.

Вот об этом и рассказывает тайванский фильм «Однажды», заключая сказанное выше в форму художественных образов. Обратимся к сюжету и разъясним его фактическую сторону.

Девушка Синин живёт с матерью. Отец был моряком и погиб в одном из плаваний. Синин работает служащей на пароме, который курсирует между островом Тайвань и материком. Однажды утром девушка рассказывает матери, что ей в последнее время снится один и тот же сон. Она как будто видит отца, но разглядеть его лицо не может, поскольку он скрыт за какой-то пеленой или прозрачной заставкой. Но Синин уверена, что ей снится молодой человек, и она думает, что это её отец в молодости, поскольку иных молодых людей она не знает.

В день дежурства Синин на пароме ожидается тайфун. Синин прибывает на паром и приступает к своим обязанностям. И тут вдруг на палубе она видит солдата, который стоит у перил и смотрит на море с таким выражением лица, в котором очевидны грусть, глубокое переживание и воспоминание о чём-то. 
Синин всматривается в лицо солдата, солдат замечает Синин, и они как будто удивлены и даже более – поражены. Из глубины их подсознаний всплывает воспоминание о былом – именно то, что происходило когда-то между ними и – самое главное – не раз виделось ими во сне.

Да, сон о былом снится не только Синин, но и солдату Дзуну, которому предписано отправиться на пароме на новое место службы. Ей снится он, а ему – она. И это уже не просто сон, а проснувшаяся, разблокированная память о том, что случилось раньше, в былом их воплощении. Эта память из подсознания приняла форму мыслеобразов, отчётливых именно во сне, а не наяву.

Далее произошло то, что в фильме не показано: бушевал тайфун, и паром затонул. Все находившиеся на нём пассажиры и обслуживающий персонал утонули. В том числе Синин и Дзун.

Почему авторы фильма не показали момент катастрофы? Видимо, они посчитали, что их сюжет не должен терять свою метафизическую ауру и быть чересчур бытийным.

История Синин и Дзуна между тем продолжается. Только разворачивается она уже не здесь, а там, то есть за чертой, которая разделяет привычную нам жизнь и то состояние, которое наступает после смерти в физическом теле.

Синин и Дзун вместе, если не считать ещё одну душу – индийца, который сначала напугал их на опустевшем вдруг пароме, а потом отправился восвояси – просто растаял в астральном пространстве, так как спешил в Буэнос-Айрес. Что это значит?

Просто когда-то паром, курсировавший долгие годы между Тайванем и материком, подобрал в море индийца, и память об этом в виде энергокопии осталась на пароме навсегда. При переходе в астральную проекцию данная энергокопия актуализировалась и предстала перед Синин и Дзуном, у которых теперь после встречи на палубе ещё до подхода тайфуна есть общая тема для разговора и воспоминаний.

Они признаются, что видят друг друга во сне. Они полностью узнали себя такими, какими они были раньше, в другой жизни. Значительная часть сюжета связана именно с этим прежним воплощением. 


Так обычно и бывает, что люди, взаимодействовавшие прежде, вновь встречаются в новом для них бытии. То же произошло и с героями фильма «Однажды». Но ни та, ни тем более эта их встреча не закончились долгим счастьем. В прежней жизни трагически погибла Синин, сейчас они оба погибают во время бушевавшего тайфуна.

Отсюда следует вывод, к которому подводят внимательных зрителей авторы фильма: здесь – короткий миг встречи перед расставанием, там – встреча и долгое воспоминание о коротком пребывании в мире, где снятся сны.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий