Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 6 мая 2016 г.

Кукла-мальчик или мальчик-кукла (о фильме «The boy», 2016 год)

Мистический триллер Уильяма Брента Белла «The boy» («Мальчик», производство киностудий США, Китая и Канады, 2016 год) в русскоязычной версии подаётся под названием «Кукла». Впрочем, это название более подходит к данному киносюжету.
Из Америки в Англию приезжает молодая женщина, чтобы работать няней в одной английской семье. Няню зовут Грета, у неё не сложилась личная жизнь на родине, вот она и решила переменить не просто место жительства, но и страну и даже континент.
В старом английском особняке, похожем на замок, Грете предстоит заниматься с мальчиком по имени Брамс. Этот ребёнок странный, особенный, капризный. Так считают родители, дающие строгие наставления, как обходиться с Брамсом. Вообще, родители весьма пожилые, чтобы иметь маленького сына. Но это ещё не самое странное. Грета буквально остолбенела, когда увидела, с кем ей предстоит иметь дело. Брамс был не мальчиком и не человеком вовсе, а фарфоровой куклой в рост примерно пятилетнего ребёнка.
Тем не менее за Брамсом нужно было ухаживать: одевать, кормить, читать ему книжки, заниматься по некоторым образовательным программам, гулять, укладывать спать и даже целовать перед сном. Так делали родители – изо дня в день, из года в год. Так предстояло теперь делать няне, причём одной в большом пустом доме, потому что отец и мать Брамса собрались уехать на отдых, которого, по их словам, у них не было давно.
Впрочем, можно сказать, что отдыха у них вообще никогда не было. То, что мы вслед за Гретой и вместе с ней узнаём по ходу развёртывания сюжета, а также из рассказов Малькольма, поставщика продуктов в старый особняк, выстраивается в следующую версию.
Брамс являлся не просто странным и капризным мальчиком, но и весьма жестоким. Судя по всему, в нём была воплощена некая адская душа, требовавшая от родителей полной жертвенности, а по отношению к другим людям, в том числе сверстникам, проявлявшая нетерпимость. Один факт из рассказа Малькольма шокирует: Брамс, друживший с соседской девочкой, убил её после какой-то ссоры.
Когда полиция прибыла в дом родителей Брамса, там вовсю полыхал пожар. В этом пожаре Брамс, как считается, и погиб. Вот с тех пор убитые горем отец и мать и стали заниматься воспитанием куклы, принимая её за настоящего Брамса.
Впрочем, Грета вскоре убедилась, что кукла наделена неким таинственным духом, позволяющим ей проявлять себя как разумное создание. Такое действительно возможно, если посчитать, что душа Брамса (не распавшаяся после смерти физического тела мальчика его астрально-ментальная субстанция, называемая элементарием) вселилась в куклу и продолжала через неё воздействовать на сознание родителей на протяжении двадцати лет.
Кстати, старики объяснили Грете, что няню они долго не могли найти, поскольку Брамс не принимал ни одну из возможных  кандидатур. Грету же он одобрил и принял.
Фильм полнится таинственными событиями, которые, однако, не кажутся слишком надуманными или, более того, глупыми по сути. Наоборот, происходящее заставляет задуматься и анализировать. Финал же фильма вообще потрясающий.
Оказывается, Брамс все долгие двадцать лет как бы продолжать жить в двух ипостасях – в кукле и в неком субъекте, который прятал под маской, копировавшей лицо куклы, свою настоящую сущность. Хотя вряд ли это был сам Брамс, якобы выживший в пожаре и прятавшийся при содействии родителей от попадания в сумасшедший дом или подобный ему тюремный приют. Мы думаем, что этот субъект не был в полной мере человеком. Именно от него и бежали отец с матерью, переложив всю заботу о кукле на долю Греты. Самый последний кадр фильма подтверждает эту версию.
Наряду с сюжетной линией, связанной с судьбой Брамса, в фильме развивается и вторая сюжетная линия – о жизни и судьбе Греты.
Игра артистов очень убедительная, а сопровождающая фильм музыка композитора Беара МакКрири способствует созданию атмосферы тайн и мистики.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий