Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 21 мая 2016 г.

Комментарий к фильму «Пансионат “Борегар”» (Франция, 2009 год)



Фильм режиссёра Жана-Луи Лоренци отсылает зрителя в 1961 год. В то время Франция, руководимая генералом Шарлем де Голлем, вела войну в Алжире, где французским войскам противостоял местный Фронт национального освобождения. Эта война имеет непосредственное отношение к тому, что показано в фильме, хотя события в нём развиваются вдали от Алжира, в живописном горном районе Франции.
Там, в пансионате «Борегар», учатся и воспитываются мальчики разного возраста – от младших до старших школьников, у кого нет родителей или из неполных семей.
Пансионатом руководит пожилой директор Пьер Готфор. Поддерживаемая им система обучения и воспитания предполагает бытие на природе, созерцание красоты ландшафтов, изучение классики и отстранённость от технологической цивилизации с её социальными и политическими проблемами.
Так, дети под руководством директора репетируют постановку трагикомедии «Сид» французского драматурга 17 века Пьера Корнеля. Между тем юный задор влечёт мальчишек к другому – тому, что не является приоритетным в пансионате или вообще запретным.
Тут в «Борегаре» появляется молодой учитель физики Жюльен Ферар. Он принят на работу по ходатайству своей знакомой Анис, одной из учителей и воспитателей пансионата. Именно Жюльен становится инициатором и вдохновителем нового подхода в работе с детьми. Он увлекает мальчиков идеей конструирования аэроплана, знакомит их с азами технического творчества и вообще становится любимцем детей, поскольку не приемлет строгих наказаний, муштры и отвлечения от живой действительности.
Сюжет фильма о воспитании по определённой системе, естественно, осложнён личными взаимоотношениями действующих лиц и ещё социально-политической тематикой. Жюльен Ферар появился в пансионате вынужденно – не просто как учитель, но и как скрывающийся от преследования сподвижник Фронта национального освобождения Алжира. Учительница Анис, питающая к Жюльену нежные чувства, фактически спрятала его в горной школе. У Жюльена есть немалая сумма денег, которые он хранит и должен передать в назначенный час тем, кто за ними придёт.
Развитие событий двухсерийного фильма как раз и происходит по линии растущего напряжения вокруг Жюльена Ферара. Кстати, под влиянием этого молодого человека в определённой степени пересматривает своё отношение к воспитанию даже сам директор пансионата. Пьер Готфор разгадывает тайну Ферара, но относится к нему благосклонно, поскольку он напоминает ему сына, с которым пожилой директор не виделся много лет. Именно директор становится главным действующим лицом в спасении Ферара от жандармов, прибывших в пансионат, чтобы его арестовать.
Примечателен последний эпизод фильма: Жюльен улетает из пансионата на аэроплане, который на протяжении долгого времени мастерился и совершенствовался им, учениками и сведущими в технике людьми, причастными к горному учебно-воспитательному заведению.
Фильм «Пансионат Борегар» является примером социально-психологической драмы, без всякой намеренно драматизированной коллизии. Каждый из действующих персонажей, включая и детей, просто интересен как личность со своими представлениями о должном, увлечениями, желаниями и мечтами.
© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий