Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 31 мая 2016 г.

Мир людей при снятых масках и покровах в фильме «Призраки Гойи» (2006 год)




Испано-американский фильм режиссёра Милоша Формана «Призраки Гойи» (2006 год), в центре которого Франсиско Гойя (1746–1828), испанский художник и гравёр, один из первых представителей эпохи романтизма в изобразительном искусстве, в общем-то, не только и даже не столько о нём, сколько об Испании и европейском мире конца XVIII – начала XIX века. Это историческое кино о людских судьбах того времени, о сути человека, которую талантливый мастер изображал на своих полотнах.
Призраки Гойи как образы на картинах мрачны, но таков и человеческий мир. Художник сумел уловить и показать подлинные лица людей, спрятанные под масками благопристойности.
Франсиско Гойя, работая над портретом, переносил на полотно то, что есть на самом деле, своего рода духовную копию человека. Светлые и чистые эманации души светились на картинах яркими красками и поражали взор положительной энергетикой образа. Таков портрет Инес, музы Гойи, лицо которой художник неоднократно изображал на своих картинах и фресках.
Натали Портман в роли Инес
С другой стороны, созданный Франсиско Гойей портрет королевы Испании при публичном его просмотре вызвал недоумение у присутствовавших, а у самой королевы – неприятие и обиду. И всё потому, что живописец не приукрасил её лицо, которое королева хотела видеть молодым и прекрасным.  
Он рисовал то и так, что и как видел. В том числе и отвратительные физиономии окружавших его людей, переходя от реализма к романтической аллегории, посредством которой представлял на обозрение грязь, низость и мерзость души. 

События в фильме разворачиваются с 1792 года на протяжении последующих 15 лет, вплоть до вторжения в Испанию наполеоновских войск. А в начале девяностых годов XVIII века в Мадриде, при правлении короля Карла IV, чьим придворным художником являлся Франсиско Гойя, была возрождена изуверская инквизиция, которую почему-то называли святой.
Фильм как раз интересен тем, что откровенно и потрясающе разоблачает «святость» карательных церковных органов и самих служителей Бога, среди которых всегда были и есть те, кого на самом деле впору назвать служителями Тьмы. 
Основная коллизия сюжета связана с судьбой музы Гойи – той девушки Инес, дочери богатого купца Томазо Бельбатуа, которую сам художник превозносил как редкий образец добродетели и нравственности.
Она оказалась по ложному доносу и сфабрикованному обвинению в застенках инквизиции, где с ней сыграл злую партию падре Лоренцо. На примере этого «отца церкви» изображён беспринципный приспособленец, коварный и безжалостный «ублюдок обезьяны». Так удостоверил свою суть подписью сам падре под пыткой, которой подверг его отец Инесс, искавший возможности спасти дочь из церковной тюрьмы. Кстати, этот эпизод – один из самых сильных и впечатляющих в анализируемом фильме.
Не менее красноречивым является и многое другое, например, бесчинство наполеоновских солдат, принёсших испанскому народу освобождение от церковной тирании и декларацию прав гражданина и человека.
Что хотели сказать этим авторы фильма? По всей видимости, то, что человеческая сущность не меняется от смены декораций. И всё это видит и понимает талантливый художник Франсиско Гойя, выступающий в фильме в роли свидетеля и аналитика происходящих событий. Весь сюжет как бы пропущен через сознание мастера, создававшего на полотнах наряду с приятными и привлекательными лицами отвратительные личины – всё, что он замечал в мире людей.
Фильм «Призраки Гойи» с прекрасной игрой занятых в нём актёров (Хавьер Бардем, Натали Портман, Стеллан Скарсгард и другие) принесёт подлинное удовлетворение всем любителям исторического, биографического и психологического кино.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий