Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 26 мая 2016 г.

Школьная мелодрама. Комментарий к фильму «Год первого поцелуя».



Немецкий фильм 2002 года «Das Jahr der ersten Küsse» (в русской адаптации – «Год первого поцелуя»), снятый режиссёром Каем Весселем по сценарию Сатьяна Рамеша, представлен от первого лица. Некий рассказчик (повествователь) по имени Тристан, мужчина средних лет, может быть, в той или иной мере олицетворяющий режиссёра или сценариста, вспоминает школьные годы, когда ему было 15 лет.
Естественно, что воспоминание касается взросления – как психического, так и физического, с подробностями, которыми обычно делятся в личных дневниках или в разговорах с близкими людьми.
На откровенность  рассказчика толкнула жизненная трагедия – смерть от несчастного происшествия его жены Керстен. Фильм начинается с уведомления о смерти и заканчивается напоминаем о смерти, поэтому вольно или невольно окрашен в траурно-ностальгические тона, что не совсем приятно зрителю.
Основная же его часть по тональности совсем иная – вполне весёлая и забавная, поэтому она никак не вяжется с зачином и концовкой, когда Тристан пытается убедить зрителя в том, что счастья много не бывает, а у него оно всё же было.
Счастье в понимании Тристана – это любовь. Он начал об этом мечтать, когда ему исполнилось 15 лет. Именно так – мечтать, поскольку по своим физическим меркам отставал от других мальчиков класса в развитии, и девочки обращали на него внимание только тогда, когда случался какой-нибудь казус, вроде провального сочинения, написанного Тристаном так, что цветочный горшок, по словам учителя, справился бы с заданием лучше.
Тристан пытается заявить о себе игрой на сцене школьного театра, но и там он выглядит средненьким и даже сереньким актёром, так что ему в конце концов отводится роль без слов.
У Тристана есть субъект для любви – девочка Керстен. Фильм как раз о том, как они подошли к выбору друг друга в качестве спутника по жизни и как состоялся первый поцелуй в жизни Тристана.
Смотреть фильм интересно, ибо снят он мастерски, если только не считать неудачных, на наш взгляд, по тематике запевки и концовки. Аура фильма в целом действительно притягательная, ибо исходит от полных жизни и эмоциональных сил подростков и окрашена живыми и яркими астрально-сексуальными тонами.
Другое дело, что внутренний мир героев узок и неглубок. Их стремления и влечение друг к другу лишены возвышающей романтики. Интересы и образ жизни прагматичны и вполне примитивны. О чём они думают, рассуждают, спорят? Что их влечёт? Ради чего они родились и живут?
Их философия жизни, увы, убога и полностью соответствует стереотипу мышления и стереотипу поведения современной молодёжи. Достаточно посмотреть этот фильм и убедиться в том, что, кроме вечеринок с непременным спиртным, употребляемым в дозах до физического его неприятия, Тристан и его школьные друзья не направлены к чему-то другому. Тут уж, как говорится, ничего не поделаешь. Такова реальность. И в плане её воспроизведения фильм «Das Jahr der ersten Küsse» абсолютно точен и правдив.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий