Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 2 мая 2016 г.

Несостоятельное «белое движение», или обречённое «белое дело» в российском сериале «Контрибуция»

Киностудия «Ленфильм» порадовала любителей российского кино историко-детективным сериалом под названием «Контрибуция». Этот фильм 2016 года – свидетельство того, что отечественный кинематограф продолжает искать ответы на самые сложные вопросы, связанные с переломными периодами истории России, придавая этим поискам необходимую для художественного осмысления жизни занимательность и увлекательность.
Заставка каждой из четырёх серий фильма начинается одинаково: на фоне старой фотографии написано: «Пермь, 1918 год». В город вступает армия генерал-майора Анатолия Пепеляева, которая ведёт боевые действия и наступательные операции под управлением из ставки верховного главнокомандующего адмирала А. В. Колчака.
Генерал Пепеляев весьма молод, но амбициозен и готов на самые решительные действия по устранению, как он сам выражается, «красной заразы». Его подчинённые по штабу армии и даже денщики и прочая обслуга считают генерала не настоящим.
Действительно, он получил соответствующее воинское звание явно авансом, ввиду нехватки опытного командного состава в ставке Колчака. Да и положение пепеляевской армии, взявшей Пермь лишь потому, что отряды большевиков отступили без особого сопротивления, плачевное: не хватает боеприпасов, обмундирования, пропитания, фуража.
Авторы фильма (режиссёр и один из сценаристов Сергей Снежкин и другой сценарист Юрий Юзефович, автор одноимённой повести) с самого начала акцентировали внимание зрителей именно на данном обстоятельстве. И это акцентирование сразу же позволяет понять, что «белое движение» было в большей мере импровизацией пассионариев из кадрового состава русской царской армии, нежели спланированной и поддерживаемой с разных сторон, в том числе из-за рубежа, кампанией.
Нас когда-то учили в школе: мол, белые армии Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля и прочих наступали по вдохновению из-за рубежа. Да, возможно их и вдохновляли и кое-что давали для ведения боевых действий, но только затем, чтобы вконец измотать и развалить Россию в кровопролитной гражданской войне. Сильная и идейно сплочённая страна не была нужна никому – ни на Востоке, ни на Западе. Наконец-то, вышел фильм, в котором это если не сказано прямо, то показано в яркой образной форме.
Молодой генерал Пепеляев должен после Перми взять Вятку. Но для продолжения похода нет самого главного – денег, на которые можно купить всё необходимое для армии. Командующий не решается на поголовную реквизицию в городе, не желая настраивать населения против белой армии, но по дельному, как ему кажется, совету приближённых из штаба собирает самых богатых людей Перми и предлагает им добровольно собрать и внести на нужды армии необходимую сумму денег. Это в фильме называется контрибуцией.
Впрочем, термин контрибуция имеет несколько иное значение – «денежный взнос, налагаемый победителем на побеждённого». Купцы, промышленники, финансисты  и коммерсанты Перми были не побеждённой стороной, а, скорее, пострадавшей – от войны как таковой. Тем не менее они были принуждены именно к контрибуции.
Казалось бы, им, как никому другому, нужно было пожертвовать тем, что осталось, чтобы обеспечить победу над красными, которые экспроприировали экспроприаторов без всяких сомнений. Но, увы, «денежные мешки» отнюдь не спешили раскошеливаться в пользу армии Пепеляева или ставки Колчака, и в фильме объясняется – почему.
В данном случае мы принимаем ещё одну ключевую трактовку авторами фильма «Контрибуция» событий гражданской войны в России в начале XX века: остававшиеся всё ещё богатыми люди не были уверены в успехе белого движения, которое, кстати, в реплике одного из действующих лиц удачно названо весьма приземлённо и прагматично – «белым делом».
Наряду с этим «белым делом» в фильме разворачивается ещё одно, которое и стало основой для детективной части сюжета. Не будем конкретизировать сказанное (это лучше увидеть самим), но заметим, что в междоусобной войне сходятся между собой носители противоположных идеологий,  а прямую выгоду из этого получают те, кто в лучшие времена просто сидит в тюрьме.
Игра актёров, декорации, режиссёрская и операторская работа в данном случае может быть оценена однозначно – «на уровне», хотя мы встречали критические отзывы об этом. Но замечания касаются деталей, главное же в фильме – это его идеи и выводы, которые мы считаем вполне верными и справедливыми.
© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий