Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 28 апреля 2016 г.

Спасительная сила дикой природы в кинодраме «Дикие лошади» (о фильме «Touching wild horses», 2002 год)

Основная идея англо-германо-канадской драмы режиссёра Элинора Линдо «Touching wild horses», известного на русскоязычных сайтах под названием «Дикие лошади», такова: жизнь среди людей может быть хуже, чем на необитаемом острове в непосредственном соседстве с дикими лошадьми. Кстати, первое слово в заголовке фильма «Touching wild horses» как раз и можно интерпретировать как «соприкосновение» или «соседство».
Сценарий, написанный Мюррэем Мак-Реем, вполне оригинален. Двенадцатилетний мальчик Марк, у которого отец и сестра погибли в автокатастрофе, а мать находится в состоянии комы, передаётся службой опеки родной тёте, живущей на острове, вдали от цивилизации.
Первые кадры, в которых мы видим эту тётю, могут шокировать. Именно это испытывает и Марк. Но в данном случае первое впечатление оказалось обманчивым. Тётя Фиона, в прошлом учительница, стала для племянника настоящим наставником жизни, учителем по разным учебным дисциплинам и даже второй матерью.
Как это произошло – лучше увидеть самим. Фильм весьма интересен с разных сторон – не только социальной и психологической, но и природно-натуралистической.
Остров, на котором живёт Фиона, называется моряками Тёмным остром скорби. Жизненные обстоятельства и личное неустройство заставили Фиону покинуть социум, и она согласилась на предложение соответствующего исследовательского института работать на безлюдном острове научным сотрудником. 
Фиона фиксирует все изменения в мире природы, собирает сведения о полётах и миграциях птиц, наблюдает за морскими животными, а самое главное – исследует повадки и способ выживания табуна диких лошадей, когда-то появившихся на острове по неизвестным точно причинам.
И вот теперь одиночество Фионы (если не считать эпизодического появления на острове строгого представителя властей – своего рода местного администратора) нарушено появлением Марка. И она, и он поначалу испытывают очевидный дискомфорт от вынужденного соседства друг с другом, а потом между тётей и племянником устанавливаются подлинно родственные и настоящие дружеские отношения.
Фиону и Марка сближает социальная потерянность (ведь мальчик при жизни в своей семье видел только скандалы и грубость), и они оба чувствуют своё одиночество, поэтому и находят друг в друге опору для себя, несмотря на возрастные различия.
Тёмный остров скорби для них светлее того мира, из которого они вынужденно ушли. И вполне понятными и закономерными являются слова Фионы как раз об этом: «Из тьмы и скорби может родиться жизнь, в которой будет надежда на открытия и любовь, а если очень повезёт, то и – дикие лошади».
Да, именно так: лошади, без которых остров несомненно потерял бы своё значение для кого бы то ни было, создают на ограниченном морем пространстве ту ауру, которая очищает и осветляет сознание мальчика, страдающего от тяжёлого психического потрясения и ночных кошмаров.
Такое возможно, ибо известно, что социальная среда очень часто может угнетать психику и физически разрушать человека, а вот дикая природа, наоборот, способствует оздоровлению, воодушевляет и насыщает человека чистой энергией планеты и волей к жизни. Фиона, а затем Марк познали это сполна на собственном опыте. Фильм «Touching wild horses» как раз об этом.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий