Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Детское восприятие войны и мира в фильме «Le petit garçon» («Маленький мальчик», 1995)

События во французском художественном фильме 1995 года «Маленький мальчик», снятом режиссёром и одним из сценаристов Пьером Гранье-Дефером, излагаются от первого лица – автора или повествователя, вспоминающего события 1943 года, когда Франция была оккупирована немцами, а сам он был девятилетним мальчиком. События и атмосфера тех лет поданы через восприятие ребёнка. Тем фильм и привлекателен.
Собственно говоря, в нём нет каких-либо драматических событий или сильных по эмоциональному накалу разворотов сюжета. Оккупации Франции отличалась от оккупации СССР: немцы по отношению  к французам вели себя совсем иначе, чем по отношению к русским и восточным славянам вообще. В этом плане фильм даже полезен – для сопоставления исторических фактов.
Немецкий офицер, занявший вместе с командой солдат часть дома, где жила семья Франсуа (того маленького мальчика, который является главным действующим лицом), заходит в комнату, застаёт всю семью в сборе за обеденным столом, приносит извинения и спрашивает, не могут ли хозяева дать ему на время грелку, а в ответ слышит довольно невежливый отказ, но опять извиняется и закрывает за собой дверь.
Не делали немцы исключения только для евреев. Они подвергали их репрессиям на всех занятых территориях, в любой стране. В подвальном помещении своего загородного дома, расположенного в провинции, отец Франсуа, один из прогрессивных французских интеллигентов, как раз прячет еврейскую семью – мужа, жену и девятилетнюю девочку.
Между этой девочкой и мальчиком Франсуа устанавливаются тесные детские отношения. Франсуа приходит по вечерам к решётчатому окну в подвал и общается с девочкой, которой запрещено было выходить даже во двор дома.   
Так продолжалось до тех пор, пока увлечённого общением Франсуа не застал немецкий солдат. Но и тогда немцы посоветовали хозяевам дома очистить подвал и произвести в нём дезинфекцию. Ничего другого предпринято не было. Отцу Франсуа пришлось рисковать, чтобы перевезти еврейскую семью через границу в новое убежище.
Интересны и некоторые другие фрагменты военного времени в их французской специфике. Так, семья Франсуа – родители и дети – ходят на просмотр кинохроники о ходе военных действий на восточном фронте. Показывается немецкая интерпретация Сталинградской битвы. Впрочем, авторы фильма не заостряют особого внимания на таких эпизодах. Они служат лишь фоном для другого – для показа жизни французов и конкретной французской семьи из социальных верхов в годы войны.
Дети ездят в соседний городок в школу на велосипедах, жизнь идёт своим чередом, если не считать периодических облав и следующих за ними повешений тех, кто был взят как партизан или иной, опасный для оккупационного режима субъект.
Основное в фильме «Маленький мальчик», исходя из его названия, связано с детской психологией и детским восприятием происходящего и окружающих людей. Франсуа как каждый малый ребёнок любопытен. Он нередко подглядывает за членами своей семьи, подслушивает разговоры отца с матерью, не любит учительницу, к которой вынужден ездить в город на дополнительные частные уроки, и откровенно об этом говорит.
Но самое главное в том, что этот мальчик чист как ангелочек, честен, искренен и наивно считает, что все другие являются такими же, как и он. Он не умеет врать даже, когда пытается, и выдаёт себя, попадая в неприятные для него ситуации. Разговорчивость Франсуа оборачивается для его отца несколькими неприятными переживаниями.
Фильм «Маленький мальчик» будет интересен всем тем, кого интересует детская тематика и мир детей, их психология и становление в них человеческих качеств во взаимодействии со взрослыми людьми.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий