Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 27 апреля 2016 г.

Мир эстетов-пустоцветов в фильме Дени Аркана «Царство красоты» (2014 год)


Фильм канадского режиссёра Дени  Аркана представляет зрителю срез так называемого мира эстетов. С этим согласуется и заглавие фильма – «Царство красоты». Кто же такие эстеты?
Это особый психологический тип личности, подразделяющийся на два подтипа. Первый представлен потребителями не только материальных благ, но и продуктов творческого труда, связанных с театром, музыкой, живописью, поэзией, архитектурой.  Второй подтип образуют люди, которые не только потребляют, но и создают то, что ассоциируется с понятием «эстетика».
Именно таков главный герой фильма молодой архитектор Лукас Важо. Но его окружение составляют в основном эстеты-потребители. Им даны обеспеченная жизнь, доступность удовольствий по интересам, относительная свобода самореализации, но вместе с тем – и зависимость от привходящих факторов, среди которых подспудное тестирование личности и введение её в состояние дискомфорта, не всегда понятное человеку, а потому тревожащее его и даже пугающее.
Как раз это мы и видим в данном киносюжете. Царство красоты коварно. Какая-то его сторона может обернуться проблемами. Такова метафизика жизни, которую тот же Лукас Важо, пожалуй, так и не смог постичь.


Он занимается архитектурным творчеством, фактически живёт и проводит досуг на природе, замечательные картины которой являются несомненным украшением фильма. Наконец, Лукаса окружают красивые женщины во главе с его женой Стефанией, которую органично дополняют их общие с Лукасом знакомые и друзья. Это не что иное, как заданные жизненные рамки, в которых наш герой призван действовать.
Но он выходит за границы дозволенного. Во время поездки на симпозиум в Торонто Лукас знакомится с молодой и весьма привлекательной женщиной по имени Линдси. Вот тут-то и начинается непонятное для большинства комментаторов фильма. Да, собственно говоря, сам Лукас и его друзья-мужчины, знающие о сексуальной связи архитектора на стороне, тоже не понимают, что Линдси – не простая искусительница и соблазнительница.


После двух встреч с этой женщиной, которую якобы не устраивает собственный муж, у Лукаса возникает физическое недомогание. Вдобавок начинает нечто непонятное твориться с его женой Стефанией. Она и не подозревает о развлечениях мужа на стороне, но почему-то впадает в состояние не просто физического, но и психического дискомфорта. Обостряется и её давняя проблема с самоидентификацией.
Данное обстоятельство – самое главное в сюжете. И оно, безусловно, имеет метафизическое объяснение. Линдси не требует от Лукаса ничего, помимо сексуального контакта. Она об этом прямо говорит мужчине, а тот и не подозревает, что во время соития происходит подключение энерговампира к эгрегору – энергетическому полю, которое всегда существует вокруг супругов (в данном случае – между Лукасом и Стефанией) и связывает их воедино. Вторжение в семейный эгрегор чревато самыми разными негативными результатами. Это в анализируемом фильме показано хорошо.
Лукас на примере связи с посторонней женщиной предупреждён: последствия наступят не только для него, но и для жены. Такая система воспитания, увы, нередко применяется в человеческом мире. Но дело в том, что герой фильма, похоже, многоконтактная личность, для которой сторонние связи являются необходимостью. Об этом свидетельствуют финальные сцены фильма.
Кроме биологических потребностей, да ещё эмоциональных удовольствий от жизни, эстет Лукас и его друзья, мало чем озабочены. Духовная сторона их бытия мизерна, интеллектуальные и душевные порывы никчёмны. Для режиссёра фильма и одного из сценаристов Дени Аркана этот аспект является первостепенным.
Поэтому и «Царство красоты» для создателей фильма – это аллегория пустоцвета в современном социуме, клонящегося к закату. Пожалуй, данная формулировка может быть предложена в качестве основной идеи фильма. Вторая же его идея связана с нравоучительной стороной бытия, о чём шла речь выше.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий