Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 26 апреля 2016 г.

Эдди Редмэйн в роли девушки из Дании (о показанном в фильме Тони Хупера "Девушка из Дании", 2015 год)

Фильм режиссёра Тома Хупера «Девушка из Дании» (совместное производство киностудий Великобритании, США, Бельгии, Дании, Германии) основан на реальной истории, случившейся в начале XX века.
1926 год. Дания. На первом плане – семья художников. Он – Айнер, она – Герда. Жена специализируется на портретах, а муж рисует пейзажи. Герда более успешна. Ей удаётся выставлять портреты на обозрение, продавать их. Тем влюблённая пара и живёт.
Они очень любят друг друга, и в этом можно убедиться с первых же кадров фильма, специально сфокусированных на этом. Но уже здесь, как бы ненароком, подчёркнуто то, что потом проявится в полном своём выражении: Айнер очень любит, чтобы его ласкали.
Как-то при рисовании портрета одной милой молодой женщины, знакомой Герде и Айнеру, возникла заминка: женщина не смогла прийти для позирования, задерживалась где-то, и Герда попросила Айнера надеть женские чулки и туфли, принять соответствующую позу, поскольку именно изображённая нога в чулке и туфле требовала уточнения на холсте.
Айнеру так это понравилось, что он тут же облачился в женское платье, накрасил губы, сделал соответствующую причёску и предстал в образе женщины. Тут явилась та, кто должен быть позировать, и все они шутили и смеялись над преображением Айнера.
Потом было решено подшутить и над другими: Айнер, одетый женщиной, вместе с Гердой явились на некое собрание творческой и светской элиты, где за Айнером-женщиной, представленной как Лили, родственницей Герды, стал ухаживать один молодой мужчина.
Дальше произошло то, что логически необъяснимо, а врачами-психиатрами было расценено (совершенно непрофессионально!) как сумасшествие Айнера. Он стал одеваться женщиной всё чаще и чаще, и это превратилось в потребность.
Айнер уже не называл себя Айнером, а только – Лили. Сексуальные забавы Айнера и Герды прекратились, потому что Айнер-Лили больше не чувствовал себя мужчиной. Его мужская ипостась уступила место женской, а та появилась не из-за прихоти, не из-за каприза или баловства, а просто вышла из глубин подсознания как субличность и овладела естеством того индивида, который стал осознавать себя женщиной.
Да, такое возможно, если в предшествующей жизни индивид функционировал в форме женщины, а в последующей родился мужчиной, но с сохранением прежних женских задатков. Это область парапсихологии и метафизики, поэтому преображение Айнера – сначала психологическое, а потом и личностное – не было правильно понято и объяснено теми врачами, к которым Герда отчаянно водила своего бывшего фактически и нынешнего формального мужа.
Фильм – долгий – почти на два часа. Первая его половина связана с превращением Айнера, а вторая – с тем, что произошло потом. Первая часть может показаться абсурдной, но только если её неправильно понять. Вторая часть целиком трагическая, и это лучше увидеть самим.
Исполнение роли Айнера-Лили актёром Эдди Редмэйном вызывает по ходу развития сюжета неприятное  чувство. Он играет хорошо, но изображаемое им отвергается той частью сознания, которое не может принять слишком  явное демонстрирование человеком своей сущностной трансформации.
Правда, это понятно зрителям, а вот действующим лицам, не знающим подробностей происходящего, Айнер-Лили не кажется противоестественным. Он действительно преобразился, а его (или её) портреты, которые рисует ради заработка Герда, пользуются успехом на выставках.
Людей, подобных Айнеру-Лили, в человеческом мире немало. Но лишь единицы из них открыто и явно выставляют напоказ то, что мы видим в фильме «Девушка из Дании». Остальные живут в том облике, в котором родились и сформировались, но в настройке своего понятийно-идеального мира они вольны, и там благодаря мыслеобразам и фантазиям они осознают себя так, как считают необходимым.
Во внешнем мире такие люди нередко находят себе единомышленников, но открываются далеко не всем, даже близким для них по жизни людям. Увы, такова их жизненная программа. Главное, не делать из этого трагедии и правильно понимать взаимодействие актуальной личности и субличностей, которые могут выплывать наружу и брать верх над сознанием человека. Об этом в своё время убедительно писали классики психоанализа – З. Фрейд и К.-Г. Юнг.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий