Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 29 марта 2016 г.

Яркие образы XVI века в фильме «Царь Иван Грозный» (1991 год)

В 1991 году на экраны вышел исторический фильм «Царь Иван Грозный», снятый режиссёром Геннадием Васильевым по мотивам романа писателя Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» (1863 год). Фильм получился весьма зрелищным, не скучным, сохраняет интригу до самого конца, отличается добротными съёмками, хорошо передаёт исторический колорит в сочетании христианских реалий с реликтами язычества. Фильм с удовольствием смотрят все те, кто интересуется историческим жанром в киноискусстве и знает события из русской истории.
На родину из Великого княжества Литовского после окончания длительной Ливонской войны 1558–1583 годов возвращается русское посольство во главе с князем Никитой Романовичем Серебряным. Спешит князь домой, где его должна ждать невеста Елена Дмитриевна. Но не знает князь, что со времени его отбытия в Литву в Московском государстве произошли существенные перемены. Царь Иван Васильевич лютует. Ему везде, во всём и во всех видится измена. Учреждено карательное войско – опричнина, составленная далеко не из самых нравственных, честных и преданных делу и даже самому царю людей. Опричники, зная, что им разрешено многое, занимаются насилием, грабежами, творят обиды и боярам, которые боятся царских слуг, поскольку те могут ни за что оговорить любого перед жестоким царём.
В фильме, как и в романе А. К. Толстого, проводятся две линии повествования – историко-политическая и личная, мелодраматическая. Вторая из них связана с образом девицы Елены Дмитриевны, которая во время отсутствия князя Серебряного стала объектом домогательств со стороны князя Афанасия Ивановича Вяземского, главы опричников. Чтобы не стать жертвой насилия, Елена вынуждено соглашается на брак со старым боярином Дружиной Андреевичем Морозовым, находящимся в опале.
Мы видим многих исторических лиц в добротном исполнении мастеров советского киноэкрана, среди которых один из главных образов воссоздаёт Станислав Любшин (роль боярина Морозова). Роль князя Серебряного играет Игорь Тальков. Роль Фёдора Басманова – Дмитрий Писаренко. Роль Бориса Годунова исполняет Андрей Толубеев.
Фильм состоит из двух частей – «Возвращение» и «Казни». Первоначальным названием фильма было – «Князь Серебряный». Оно действительно больше подходило бы для киносюжета и концентрировало бы внимание на главном образе в повествовании А. К. Толстого – Никите Романовиче Серебряном, который несмотря на личную драму, интриги приспешников царя и обиды со стороны самого правителя остаётся ему верным до конца. Игорь Тальков удачно передал то, что было характерно для князя – гордую и потенциально бунтарскую натуру в сочетании со слепой покорностью царю.
Существующее название фильма – «Царь Иван Грозный» – неизбежно требует от зрителя найти свой ответ на вопрос, отчего так лютовал этот царь. Авторы фильма представили свою версию, выраженную несколькими эпизодами, в которых мы видим царя Ивана Васильевича в состоянии психической одержимости некой тёмной силой.
Такое объяснение поведения царя является одним из основных и в исторических исследованиях. Неимоверная жестокость царя сменялась его покаянными молитвами, а вся личная жизнь правителя Руси была сплошным страданием. Такое поведение как раз и свойственно одержимым.
Страдали и многие другие из окружения царя. Никто не был уверен в том, что милость царя не сменится опалой, гневом и приказом отправить на плаху или сварить живьём, как поступил царь с князем Вяземским.
Но ведь невинный и нравственно чистый человек не подвергается насильственным действиям ни с чьей стороны, не испытывает пыток и мук, в том числе и мук совести, и не завершает жизнь трагически. Значит, виновными, кроме Ивана Грозного, были все те люди, которые жили с ним в одно время, и особенно те, кого он предал смерти. Время правления Ивана Грозного было периодом отработки отрицательной кармы целыми боярскими и княжескими родами, а в широком понимании – и другими социальными слоями общества. События, показанные в фильме, судьбы его героев – реальных исторических лиц являются тому красноречивым примером.
Исполнитель роли Ивана Грозного грузинский актёр Кахи Кавсадзе фактически затмил созданным им ярким образом царя-мучителя и царя-мученика всех прочих персонажей, в том числе и образ несколько невнятного и противоречивого по своим внутренним стремлениям и качествам князя Серебряного. Так и получилось, что фильм, снятый по мотивам романа «Князь Серебряный», оказался фактически посвящённым образу русского царя.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий