Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 29 марта 2016 г.

Нелепица «Ключа от спальни» (реплика по поводу фильма, снятого к 300-летию Санкт-Петербурга)

Среди фильмов, снятых Эльдаром Рязановым, есть один, за который, говоря просто, неудобно. Имеем в виду фильм-фарс «Ключ от спальни» (2003 год). Определение его как фарс правомерно: фильм снят по мотивам одноимённого фарса французского комедиографа Жоржа Фейдо (1862–1921).
Слово фарс означает лёгкая комедия или комическая пьеса комического содержания. Но фарсы есть разные – умные и глупые. У первых есть идея, и они изображают то, что необходимо высмеять или, по крайней мере, оценить иронично или сатирически. Глупые фарсы безыдейны и рассчитаны на непритязательную публику, не любящую размышлять и предпочитающую потреблять, в данном случае пустое кино.
Фарсы обычно изображают городскую жизнь. Изначально они и были предназначены для широких кругов горожан. Действие фарса под названием «Ключ от спальни», экранизированного Э. А. Рязановым, перенесено в Россию и конкретно в Санкт-Петербург 1914 года.
Высказывается мнение, что «Ключ от  спальни – чуть ли не самая смешная комедия Э. А. Рязанова. Может быть, для кого-то и смешная. Но нам смеяться как-то не хочется: шутки здесь плоские, а так называемые комические сцены примитивные. Совершенно нелепо выглядит Сергей Безруков в роли растяпы-профессора Марусина. Евгения Крюкова, играющая главную женскую роль – роль Аглаи, раздражает своими совершенно неестественными воплями. Лучше выглядят Сергей Маковецкий в роли поэта-декадента Иваницкого и особенно Николай Фоменко в роли некоего повесы Вахлакова: для него такая роль естественна.
Но всё равно смотреть наигранное кривляние о том, как бездельничающая и скучающая петербургская обывательница Аглая заводит себе любовника, но попадает в пикантную ситуацию, по меньшей мере, скучно.
Заглавие фильма никак не связано с его идеей, да и сама идея в данном случае натянута. Она связана с немецкой субмариной, всплывающей средь бела дня со дна реки Нева и пугающей своим появлением петербургского рыбака. Сам этот пролог непосредственно не соотносится с основным сюжетом, но весьма красноречив в общем контексте показанного: он подчёркивает беспечность, никчёмность интересов и занятий среднего класса российского общества накануне Первой мировой войны.
К сожалению, авторы фильма вряд ли старались вложить в киносюжет какое-либо более весомое содержание и значимый подтекстовый смысл. Создавая слишком глупую комедию, они нарушили даже каноны жанра фарса. Ведь классический фарс должен забавлять, высмеивая и обличая. Не стоит забывать, что знаменитые комедии Мольера вырастали как раз на основе фарса.
Рязановский «Ключ от спальни» снабжён заставкой, указывающей, что фильм снят к 300-летию Санкт-Петербурга. Возможно, Россия в 2003 году действительно находилась в таком нравственном и культурном упадке, что комментируемый фильм тогда принимался за шедевр киноискусства.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий