Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 31 марта 2016 г.

Трагедия страны и личная безысходность в фильме-пьесе "Дни Турбиных" (1976 год)

В 1976 году Владимир Басов снял трёхсерийный телевизионный художественный фильм «Дни Турбиных» по одноимённой пьесе М. А. Булгакова, которая в свою очередь была создана писателем на основе романа «Белая гвардия». Пьеса готовилась по заявке Московского художественного академического театра, поступившей в июле 1925 года. Осенью 1926 года постановка была разрешена, но в дальнейшем текст пьесы перерабатывался.
Владимир Басов, сыгравший в своём фильме роль штабс-капитана Виктора Мышлаевского, сумел создать впечатляющий киносюжет о событиях конца 1918 – начала 1919 года в Киеве. В наши дни этот фильм вновь актуализировался, поскольку то, о чём рассказывается в пьесе М. А. Булгакова, а, соответственно, и в киноверсии, напоминает украинскую ситуацию междувластия, каковой она оказалась после падения советского строя.
Основное действие разворачивается в доме, который снимает полковник генштаба Белой армии Владимир Робертович Тальберг (актёр Олег Басилашвили). В доме живут его жена, Елена Васильевна Тальберг (актриса Валентина Титова) и братья жены – полковник-артиллерист Алексей Турбин (актёр Андрей Мягков) и юнкер Николай Турбин (актёр Андрей Ростоцкий).
В дальнейшем к ним присоединяются соратники Алексея Турбина старший офицер капитан Александр Студзинский (актёр Пётр Щербаков), штабс-капитан Виктор Мышлаевский), поручик, личный адъютант гетмана всея Украины Павла Скоропадского – Леонид Шервинский (актёр Василий Лановой), а ещё житомирский свояк Турбиной – Ларион Суржанский, он же Лариосик (актёр Сергей Иванов).
Ситуация в Киеве критическая. Наступает армия Петлюры. Немцы уходят из города, а без их поддержки украинский гетман не продержится и дня.
Впрочем, события являются лишь фоном, на котором основным является нравственно-психологический выбор человека – офицера и гражданина в условиях, когда ломаются основы прежней жизни, а будущее туманно и проблематично.
Уходят немцы, бегут гетман и командующий Белой армией. Уезжает в Берлин, бросая жену с обещанием вернуться и всё устроить, полковник Тальберг. Что делать командующему корпусом полковнику Алексею Турбину? В его распоряжении юнкера и студенты, готовые погибнуть за идею, в том числе брат Николка, а ещё испытанные друзья по германскому фронту офицеры Студзинский и Мышлаевский.  
Фигура полковника Турбина наиболее значима в этом произведении. Андрей Мягков создал впечатляющий образ офицера, который принимает нелёгкое решение распустить корпус во избежание неминуемой и бессмысленной гибели молодых людей. Сам же не изменяет своему долгу, остаётся на боевом посту, не срывая погоны, до самого появления в городе петлюровцев, которых встречает пулемётным огнём, прикрывая отход и рассредоточение отряда заставы. Вместе со старшим братом до последней его минуты был и юнкер Николай Турбин. Ему, однако, удалось спастись ценой увечья.
А что же остальные? Они скрываются в доме Талбергов и, судя по показанному, переживают смерть Алексея Турбина недолго. Посиделки, подготовка к встрече Нового года, разговоры, песни. Так было и до гибели Алексея, так осталось и после, хотя несколько сдержаннее. Впрочем, что ещё делать в сложившейся ситуации? В компании и переживать трагедию легче.  
Здесь за каждыми образом стоит неповторимый типаж. Они удивительно оригинальны, а все вместе создают гармоничный ансамбль, из которого нельзя произвольно убрать ни одной детали.
Елена Васильевна решила выйти замуж за ухажёра и хвастуна Шервинского, хотя ещё не знает о судьбе своего мужа, уехавшего в Берлин. Другие вполне осваиваются в условиях петлюровщины и готовятся встретить большевиков, которые  вот-вот войдут в Киев. Все дружно обвиняют полковника Талберга, бросившего свою жену. А тот вдруг предстаёт перед ними и предлагает перемещаться на Дон, к атаману Краснову, для продолжения борьбы в составе Белого движения. Но поддержки не находит.
Трагедия страны и несостоятельность Белого движения – вот две главные темы «Дней Турбиных». Причём, вторая тема развивается на примере отчаянной безысходности лучших представителей русской царской армии.
И ещё одна тема, подспудная: где та сила, которая способна предотвратить системное разрушение и начать выстраивать новые социальные отношения? Безусловно, это большевики. В фильме Владимира Басова, который следовал тексту пьесы М. А. Булгакова, немало красноречивых деталей, подчёркивающих именно такой вывод. Иного и быть не могло и подчёркнуто весомой идеологической фразой: «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали, что её надо защищать»
Замечательная игра талантливых актёров советского кино и театра, мастерская постановка, чудесное оформление с тонко подобранным музыкальным рядом (песенка юнкеров «Здравствуйте, дачники!», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал», песня «Бронепоезд Пролетарий» и другие) обеспечили успех фильма «Дни Турбиных» и включение его в число ста лучших фильмов советского экрана по версии сайта roskino.com.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий