Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 25 марта 2016 г.

Об идее австралийского фильма "Счастливая страна" (2009 год)

Австралийский фильм «Счастливая страна» режиссёра Крива Стендерса, снятый в 2009 году по сценарию Энди Кокса, воспроизводит ситуацию, сложившуюся к началу XX века в только что возникшей Австралийской Федерации.
Идёт 1902 год. В Австралию съезжаются из Европы те, кого называют пассионариями. Это люди, чей стереотип мышления и, соответственно, стереотип поведения диктуются стремлением к некой цели и готовностью достичь этой цели своими энергичными действиями. У пассионариев всегда есть энергия и силы на приключения. Обыватели к приключениям не стремятся и неизвестного завтра боятся пуще всего.
Но пассионарность бывает разной – положительной и отрицательной. Первую в Австралии, как и в Америке, представляли альтруисты-миссионеры и частично решившие поискать счастья за океаном интеллигенты, а вторую – мечтавшие о наживе авантюристы, а также потенциальные и реальные криминальные типы, спасавшие себя в отдалённой стране от виселицы. Эти типы переселенцев как раз и представлены в фильме «Счастливая страна».
В центре повествования – семья учителя из Англии, обосновавшаяся в австралийской глуши на небольшой ферме. Мать месяц назад умерла. С отцом остались дочь Сара и сын Том.  Их надежда на рай в Новом Свете фактически уже растаяла. Речь идёт уже не о жизни в представлявшейся им счастливой стране, а об элементарном выживании.
Ждать понимания, а тем более помощи или поддержки от кого бы то ни было не приходится. Жизненный уклад в Австралии вековой давности экстремальный: сильный выживает, слабый погибает; всё решает естественный отбор, а христианские принципы общежития даже не декларируются. Преуспевают те, кому удастся на приисках найти кусочек золота, а ещё те, у кого есть сила отнять найденное у счастливых обладателей богатства. Человеческая жизнь не стоит и цента.
В таких условиях формируется волчий социум, в котором негласно царят грубые нравы и жестокие законы. Показанное в фильме не оставляет в этом никакого сомнения.
Киносюжет на историческую тему полезен в познавательном плане, ибо позволяет в яркой образной форме понять основы, на которых происходило формирование и становление колонизаторских социумов как таковых и доминирующего менталитета их представителей.
В данном случае мы видим трагедию тех, кто в своём пребывании в счастливом, по слухам, краю полагался на божью помощь и порядочность людей, но не имел больших мускулов и острых зубов. Божий промысел для таких наивных неудачников оборачивался кармическим опытом жизнедеятельности в вынужденном жестоком и безжалостном взаимодействии с другими колонистами.
Повествование подано через осознания происходящего прежде всего детьми – сестрой и братом, Сарой и Томом. Главная же идея фильма такова: в чрезвычайных условиях человеческая природа уступает место глубинной звериной натуре, а человеческая физиономия становится маской для прикрытия оскала зверя.

© А. Ф. Рогалев

Комментариев нет:

Отправить комментарий