Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 27 марта 2016 г.

О фильме "Табор уходит в небо" (СССР, 1975 год)

Табор уходит в небо

В 1975 году молдавский режиссёр Эмиль Лотяну представил фильм «Табор уходит в небо», снятый по мотивам раннего романтического рассказа Максима Горького «Макар Чудра» (1892 год). В 1976 году этот фильм, переносящий зрителя во вторую половину XIX века, в Бессарабию, которая являлась в то время провинцией Австро-Венгрии, стал лидером кинопроката в СССР.

В центре повествования – лихой цыган-конокрад Лойко Зобар. Этот образ талантливо воссоздал Григоре Григориу. Правда, нужно иметь в виду, что Лойко Зобар в подаче М. Горького и Лойко Зобар, изображённый Э. Лотяну, – это не совсем одно и то же лицо. Но ведь и фильм – всегда интерпретация произведения, по которому он снят.

В рассказе М. Горького Лойко Зобар появляется перед читателем не сам по себе, а в пересказе цыганской легенды о двух людях – цыгане Зобаре и цыганке Радде. Да и сам рассказ назван по имени рассказчика – цыгана Макара Чудры, носителя определённой жизненной философии, который для М. Горького был более значим, чем легендарный Зобар.

Режиссёр Эмиль Лотяну сделал Лойко Зобара главным действующим лицом своего киносюжета, несколько изменил горьковское произведение, но сохранил его романтический дух. В изображении цыганского табора ощутимы и мотивы романтической поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».

Некоторые зрители и даже кинокритики, оставившие отзывы о фильме «Табор уходит в небо», находили в нём нереалистичные факты, детали и даже мотивы. Но ведь фильм Эмиля Лотяну, как и рассказ М. Горького, является романтическим произведением, а в романтизме главное – не столько точное соответствие изображаемого тому, что есть или было на самом деле, сколько представление чего-то исключительного и необычного в своём роде. В целом же, фильм романтизирует цыганскую жизнь, фокусирует внимание не на типичном, а на исключительном, особенном, отличном от распространённого и хорошо известного.

Карнавал

Отсюда – песенная основа киносюжета, обилие музыки и общая карнавальность цыганской повседневности, а ещё дух раздолья, удали, умение читать не по книгам, а по лицам, гадания и колдовство, точное различение коней по стуку копыт.

Радда

В начале фильма Макар Чудра даёт наставление Лойко Зобару, отвечая на его вопрос: что должен знать человек. Вот эти советы, исходящие от человека, которого цыгане считают своим мудрецом:

— не люби деньги и женщин – обманут;

— сильнее всего пьянит воля;

— больше всех знает только дурак; мудрец же во всём сомневается, и от мудрости много печали.

Всё, что сказал Макар Чудра, оказалось пророческим для Лойко Зобара.Точными были и другие замечания цыганского философа: не те нынче цыгане, меняют коней на золото, клинок и душу также меняют.

Лойко Зобар

Имел ли в виду Чудра, говоря это, самого Лойко Зобара? Ведь тот тоже продаёт краденых лошадей. Правда, Зобар не совсем типичный конокрад, не конокрад-прагматик, а конокрад-романтик, причём до такой степени, что у зрителя не возникает ни малейшего намерения осуждать его промысел. Более того, зритель даже сочувствует тому, кто фактически зарабатывает деньги нечестным способом, но отнюдь не для наживы. И такое может быть только в романтических произведениях.

В данном фильме главное – не перипетии сюжета, а съёмки, не последовательность действий, а образ бесконечной дороги, уходящей за горизонт. Дорога – то пространство, в котором живут цыгане и где разворачивается конкретная жизнь каждого из них.

Табор в целом движется до самого горизонта, который потом сливается с небом. Судьба же каждого цыгана связана с тем или иным отрезком этого бесконечного пути. Поэтому трагическая развязка фильма и кажущаяся нелогичность действий Зобара и красавицы-колдуньи Радды в их взаимоотношениях есть не что иное, как подчинённость судьбе.

Как бы ни жил человек и что бы ни измышлял, смерть его всегда приходит вовремя. Макар Чудра ведь предупреждал: вставай, Лойко, рано на рассвете и помни, что закат приходит тогда, когда его совсем не ждёшь.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий