Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 30 сентября 2016 г.

Колоритные морские съёмки страшного фильма «Отмель» (2016 год)

Мексика. Некий отдалённый от людских глаз берег моря, похожий на неглубокий залив. Скалистые отмели, разрезающие морские волны. Живописный пейзаж. Тихая погода. Энергия воды и воздуха. Нестеснённая обстановка ввиду отсутствия отдыхающих.
Лишь немногие знают это место у моря. Это любители сёрфинга. Одна из них – американка Нэнси. В фильме есть косвенные указания на то, что о морском береге, у которого можно всецело отдаться любимому занятию, молодой женщине рассказала её мать, которой, увы, уже нет в живых.
И вот Нэнси здесь. У неё какие-то разногласия с отцом по поводу учёбы в медицинской школе, и она решила на время уединиться, чтобы подзарядиться положительными эмоциями и сбросить накопившийся в городе негатив.
Судьба, однако, приготовила для Нэнси приключение, которое, похоже, полностью переформатирует всё её сознание и само отношение к жизни и близким людям.
В тихом месте вдруг появилась смерть. Она оказалась неожиданной не только для Нэнси, прибывшей сюда впервые, но и для тех, кто бывал в данном месте изо дня в день.
Роль Нэнси убедительно сыграла Блейк Лайвли. И это непростая роль, поскольку почти весь фильм в кадре только она одна, да ещё в экстремальной ситуации, в плену у морского монстра.
Самое впечатляющее в фильме – не противостояние женщины и акулы, а контраст изображаемого: колоритные морские съёмки над водой и под водой перемежаются с кадрами боли и страданий. Происходящее на фоне чарующей красоты заставляет содрогаться. Создатели этого американского фильма  во главе с режиссёром Хауме Кольет-Серрой сумели придать, в, общем-то, не новой теме, свежий эмоциональный заряд, который для зрителя является своего рода контрастным душем.
Как и любое другое художественное произведение, фильм «Отмель» имеет свою идею и главный смысл. Рассказанное в сюжете и сам контраст красоты и ужаса являются аллегорическим напоминанием о сути самого земного мира, построенного по принципу бинарности и основанного на противоположностях, когда мирное течение жизни в одночасье сменяется жуткой опасностью.
Заглавие фильма также имеет подтекст. Отмели («The shallows» именно «Отмели», а не «Отмель»!) всегда коварны. Это то место, где кажущаяся равномерность и очевидность может неожиданно прерваться неприятной или даже смертельной западнёй. В данном же случае речь идёт не о песчаных отмелях. Нэнси плавала и была взята в плен акулой у скалистых возвышений над водой, с острыми, как акульи зубы, камнями.
Этот динамичный фильм надо просто посмотреть. В нём важны все детали и факты, каждый кадр. Ничего лишнего нет.
Особо поражает вторая тема фильма, раскрывающаяся исподволь помимо главной – борьбы за жизнь. Эта тема может быть названа просто – «Человек и птица». Но можно назвать и по-другому – «Сострадание», имея в виду её глубинный смысл.
Рядом с раненой Нэнси на скалистой отмели находится чайка. Сначала она попадает в кадр исподволь, как непременный атрибут моря. Потом оператор фиксирует её всё чаще, с явным намерением, чтобы у зрителя возник вопрос: чего же ждёт здесь эта птица или что она хочет?
Вместе со зрителем на птицу обращает внимание и Нэнси. Чайка ведь тоже ранена! У неё повреждено крыло. И вот Нэнси, находящаяся перед сторожащей её акулой, вдруг отвлекается от своей отчаянной ситуации и собственной боли от повреждённой акульими зубами ноги и начинает заботиться о птице.
Женщина как студентка-медик определяет, что у чайки вывихнуто крыло. Она вправляет повреждённый сустав, садит птицу на обломок серфинговой доски и благословляет на удачное приплытие к берегу.
Этим мини-сюжетом авторы фильма учат: страдая сам, не забывай об иных страждущих душах, и провидение не оставит это без вознаграждения.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий