Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 19 сентября 2016 г.

Очарование «Летучей мыши». О фильме Я. Б. Фрида 1978 года.



4 марта 1978 года на первом телевизионный канале СССР состоялась премьера двухсерийного музыкального художественного фильма «Летучая мышь», замечательно снятого на киностудии «Ленфильм» режиссёром и автором сценария  Яном Борисовичем Фридом по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса-сына.

Ну, кто не знает эту оперетту, полную шуток и баловства, маскарадного гулянья и восхитительной музыки великого австрийского композитора! Советские фильмы на основе классических произведений всегда были добротными и сами становились образцом талантливого киноискусства.

Это обеспечивалось мастерской работой режиссёров, операторов, сценаристов и, конечно же, великолепными актёрами, обеспечивавшими успех фильму у зрителей. Да и сам зритель советского времени был интеллигентным, культурным и знающим толк в хорошем кино.

Сюжет «Летучей мыши» прост и тривиален: муж, в данном случае венский финансист Генрих Айзенштайн, загуливает на стороне, хитрит и обманывает жену Розалинду. Но та сумела ловко и тонко, без всяких скандалов и увещевательных сцен, показать и доказать мужу своё превосходство над всеми прочими дамами и в красоте, и в уме. Для этого ей понадобился эффектный маскарадный костюм летучей мыши и умело сыгранная роль заинтересованной в Генрихе баронессы на балу у приезжего русского князя Орловского, где она сумела очаровать и заинтриговать многих.

Главное в оперетте как особом музыкально-театральном жанре, как известно, не сюжет, не логика повествования и развития событий, а само представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, игры артистов, хореографии и жизнерадостной музыки.

Сравнивая  оперетту «Летучая мышь» на сцене театра и в рамках фильма Я. Б. Фрида, невольно приходишь к выводу, что фильм не только не проигрывает театральной версии, но даже и превосходит её, по крайней мере, по естественности обстановки, в которой происходит действие.  

Всё же сцена театра – это не богатый дом банкира и не особняк князя Орловского с роскошным танцевальным залом. В массовых сценах в фильме занято такое количество артистов, которое не вместилось бы на сцене даже самого большого театра.

Есть ещё один нюанс: актёр, одинаково талантливо сочетающий драматическую роль и музыкальное исполнение, достаточно редок. В фильме Я. Б. Фрида поют одни выдающиеся мастера, а играют другие актёры – да ещё какие! Синтез превосходный!
 В ролях заняты:


Юрий Соломин – Генрих Айзенштайн, муж Розалинды, банкир (поёт Владимир Барляев)

Людмила Максакова – Розалинда Айзенштайн, жена Генриха (поёт Лариса Шевченко)

Виталий Соломин – Фальк, друг Генриха, директор театра (поёт Александр Мурашко)

Лариса Удовиченко – Адель, служанка в доме Айзенштайнов, актриса (поёт Софья Ялышева)

Олег Видов – Альфред, поклонник Розалинды, студент (поёт Макар Алпатов)

Юрий Васильев – князь Орловский (поёт Вячеслав Тимошин)

Игорь Дмитриев – Франк, директор тюрьмы (поёт Борис Смолкин)

Евгений Весник – прокурор Амедей, муж Амалии, отец Лотты

Гликерия Богданова-Чеснокова – Амалия, жена прокурора, мать Лотты

Ольга Волкова – Лотта, дочь Амалии и прокурора

Сергей Филиппов – лесничий / официант

Иван Любезнов – Фрош, дежурный тюремщик

Владимир Ляховицкий – помощник Фроша

Александр Демьяненко – Блинд, адвокат.

Наблюдать за игрой этих мастеров театра и кино – большое удовольствие. Тут даже не обращаешь внимания на пустяшный сюжет и, в общем-то, глупые оправдания Генриха Айзенштайна перед женой. В иных случаях в такое и вникать не захотелось бы. Здесь же… Здесь всё просто очаровательно.

И этому очарованию, кроме игры артистов, способствует музыка Иоганна Штрауса-сына, мажорная, зажигательная, полная оптимизирующих аккордов, окрашенная по своей жизнеутверждающей энергетике в розовато-красные тона.

Когда весь зал в доме хозяина маскарадного бала князя Орловского кружится в зажигательном вальсе, начинается подлинная феерия, которую, как и любое почти что волшебное действо, передать словами весьма сложно. Это надо просто видеть – ради игры актёров, маскарадного бала и музыки Штрауса.

Фильм «Летучая мышь» относится к числу тех уже классических советских фильмов, которые всегда наполняют позитивом, очищают личную ауру и никогда не наскучивают, сколько бы раз их ни смотреть.

© А. Ф. Рогалев

Комментариев нет:

Отправить комментарий