Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 26 сентября 2016 г.

Что же главное в российском фильме 2016 года «Экипаж»?

Жанр российского художественного фильма «Экипаж» 2016 года, снятого режиссёром Николаем Лебедевым по его совместному с Тихоном Корневым и Николаем Куликовым сценарию, определяется как фильм-катастрофа. Это ещё один киносюжет, посредством которых нас приучают постепенно к тому, что вся жизнь фактически является катастрофической и балансирует на грани жизни и смерти.  
Никакой позитивной идеи в подобных фильмах обычно не просматривается. На экране – сплошные экстремальные ситуации, как в окружающей природной среде, так и в жизнедеятельности персонажей.
Но в фильме «Экипаж» не всё так просто и примитивно. Мы думаем, что основное здесь всё же не стихия, в буйстве которой должны выстоять главные герои, а путь испытаний и опыта в весьма жёстких жизненных условиях для тех, кто не хочет жить по принципу «быть таким, как все».
В центре сюжета – молодой лётчик Алексей Гущин (актёр Данила Козловский), не приемлющий лицемерия и терпимого отношения ко всем нередко уродливым стереотипам социального бытия. Из-за этого он не удерживается долго ни одном месте службы или работы, поскольку вступает в конфликт, не взирая на лица, даже с высоким начальством. Спорит он о принципах жизни и со своим отцом, бывшим авиаконструктором.
К непростым жизненным коллизиям, в водовороте которых оказывается Алексей, добавляются испытания в непредвиденных ситуациях во время рейсов на самолётах гражданской авиации. Именно в таких ситуациях и проявляются те качества, которые главный действующий персонаж должен, согласно некоему заданию свыше, выработать и утвердить в себе.
Параллельно развиваются сюжетные линии, связанные с судьбами ещё, по крайней мере, двух основных действующих лиц – опытного пилота Леонида Зинченко (актёр Владимир Машков), сурового и бескомпромиссного в общении с коллегами и беспомощного перед собственным сыном-студентом, а также второго пилота Александры Кузьминой (актриса Агне Грудите), которая утверждает себя среди господствующего предубеждения, что женщина не может быть хорошей лётчицей.
Повторяем, что именно человеческие характеры и судьбы являются главным содержанием фильма. По крайней мере, так объективно должно быть. Однако в данном случае всё же фокус изображения вольно или невольно смещается с человеческого фактора на природный.
И старая тема о том, как закалялась сталь, начинает развиваться в огне извергающегося вулкана и в терпящем бедствие самолёте, беспомощном между небом и океаном.
Людей явно искусственно помещают на своего рода испытательный полигон, где по нарастающей нагнетаются страсти, накал которых зашкаливает за все допустимые критерии правдоподобности.
В результате фильм держит в напряжении, смотрится с неослабевающим до самого конца сюжета вниманием. Но невозможно избавиться от мысли, что всё показанное является не более чем надуманными приёмами и многовариантными ходами в сложной компьютерной игре.
Думается, что и заглавие фильма – «Экипаж» – не в полной мере соответствует сути киносюжета. Экипажа как коллектива единомышленников здесь, в общем-то, нет. Есть люди, волей судьбы оказавшиеся рядом при выполнении служебного задания и находящиеся лишь в стадии притирки друг к другу и взаимного сближения.
Испытания ускорили этот процесс, а без них экипаж бы и не состоялся. Поэтому более мотивированным выглядело бы такое, например, название фильма, как «Преодолевая непреодолимое». Это и социальные стереотипы, и стихийные бедствия.

© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий