Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 16 июня 2016 г.

Кто он, подлинный Уильям Шекспир? Киноверсия в фильме «Аноним» (2011 год).



 Англо-американо-германский фильм режиссёра Роланда Эммериха «Аноним» (2011 год) смотреть непросто. К его просмотру нужно быть готовым. И подготовка предусматривает детальное ознакомление с последним периодом правления английской королевы Елизаветы I (1533–1603), а ещё – с историей вопроса об авторстве произведений, подписанных именем Уильям Шекспир. В противном случае калейдоскоп лиц, мелькающих на экране с самых первых кадров, будет непонятным, и фильм смотреть станет невозможным.

Но стоит со знанием дела переключиться на конец 16 века, как тут же захватывает водоворот событий, подспудно связанных с политикой, но внешне находивших своё выражение на театральной сцене.

… В лондонских театрах одна за другой ставятся пьесы – комедии и трагедии, вызывающие огромный интерес у разных социальных слоёв большого города. Средний класс на представлениях просто потешается и ликует, а представители знати делают свои ходы на воображаемой ими шахматной доске, строя дальновидные планы и делая расчёты.

Да иначе и быть не может: долгое правление королевы Елизаветы подходит к концу. Наследника нет, официально преемником никто не объявлен. Придворные партии делают ставки на своих возможных кандидатах в правители Англии.

И тут как раз кстати пришлось имя Шекспир, по-английски – Shakespeare (Shake-speare – «потрясающее копьё»). Именно так – имя-копьё, которое можно использовать как оружие в борьбе за власть.

Увы, носитель этого имени подан в фильме «Аноним» как безграмотный актёр и беспринципный человек, готовый на любое соглашение ради денег. Не будем полемизировать с создателями фильма, поскольку шекспировский вопрос возник давно и, подобно гомеровскому или шолоховскому вопросам, разрешён так или иначе вряд ли когда-либо будет. Скажем только, что загадка Шекспира, а точнее, тайна авторства шекспировских произведений подана в анализируемом фильме весьма оригинально и даже неожиданно.

Да и как же может быть иначе, если три лица из высшей английской знати елизаветинского времени – Эдвард де Вер, 178-й граф Оксфорд (1550–1604), граф Роберт Деверё, 2-й граф Эссекс (1565–1601) и Генри Ризли, 3-й граф Саутгемптон (1573–1624) поданы в фильме как внебрачные дети королевы! При этом старший из них граф Оксфорд, которого Елизавета якобы родила в 16 лет, изображается ещё и как любовник королевы зрелых лет, от которого она, не имея понятия об инцесте, родила сына, ставшего графом Саутгемптоном.

Скажете – невероятно? Но теоретически такое может быть, если учесть, что внебрачные дети королевы изымались и воспитывались отдельно от матери и без её ведома, причём в очень высоких семьях, не без участия в этом главы правительства Елизаветы – Уильяма Сесила (1520/1521–1598). Кстати, он и его сын Роберт, сменивший отца на высоком посту, являлись главными антагонистами политической партии из трёх названных выше весомых фигур.

Пожалуй, тайна детей королевы Елизаветы и является главной изюминкой фильма «Аноним». Что же касается авторства произведений, подписанных именем Шекспир, то оно невольно отступает на второй план. Во-первых, потому что с самого начала фильма становится ясно, что тот человек, который носит имя Шекспир, вообще не умеет держать перо в руках и не знает, как пишутся буквы. Во-вторых, этот Шекспир изображается уж очень неприглядно, попросту отвратительно, как низкий плебей. Если бы уроки литературы по творчеству Шекспира начинались с представления этой личности такой, какой она показана в фильме «Аноним», то захотел ли бы кто-нибудь после этого читать шекспировские произведения?..

Настоящим, но тайным творцом, поэтом и драматургом в фильме является граф Эдвард Оксфорд. Сюжет построен так, что в нём перемежаются события разных лет. Вот и Эдварда мы видим в детстве, затем в расцвете сил и в старости. Основную роль убедительно играет Рис Иванс, роль старой королевы – Ванесса Редгрейв, а роль королевы в расцвете лет и сил – Джоэли Ричардсон, дочь Ванессы Редгрейв.

Так вот, граф Оксфорд, сын королевы, о чём она якобы и не подозревает (какая же мать не интересуется судьбой рождённых ею детей!), написал и даже инсценировал «Сон в летнюю ночь» в возрасте 8 лет. Это явный перебор в сюжете. Произведение такого уровня ребёнок, даже будь он гениальным от рождения и принимающим и записывающим голоса из небесных сфер, в чём уверяет сам Оксфорд, восьмилетнему мальчику не по силам. Просто надо знать саму пьесу, чтобы это уверенно утверждать.

Каждое произведение Уильяма Шекспира имеет несколько содержательно-информационных слоёв. Верхний слой – сам сюжет. Нижние, скрытые в подтексте слои, содержат не только политические намёки и призывы (отчего перенесённые на театральную сцену пьесы и стали оружием в борьбе за влияние на королеву и за власть в стране, и в фильме это показано очень хорошо), но ещё и несомненные философско-эзотерические мотивы (эта тема в фильме не затрагивается).

Безусловно, что создателем произведений был человек зрелый и талантливый, наделённый даром вдохновения и являвшийся к тому же тайным членом обществ, посвящённых в тайные знания. Об этом пишет Джонатан Блэк в книге «Тайная история мира», и, кажется, с цитирования этой книги начинается сам фильм «Аноним», все события которого якобы играются на сцене, где идёт представление исторического и биографического спектакля, причём не только о Шекспире, но и о многих других лицах.

Одним из них является Бенджамин Джонсон (1572–1643), английский поэт, драматург, актёр и теоретик драмы, которого граф Эдвард Оксфорд выбирает в качестве исполнителя своего замысла. Но эту роль у Джонсона фактически похищает актёр его театра Шекспир.

Так показано в фильме. Там же утверждается, что Джонсон в конечном итоге издал все произведения, подписанные именем Уильям Шекспир. Что было на самом деле – никто не знает.

Тот же Джонатан Блэк, автор «Тайной истории мира», считает, что автором шекспировских произведений вполне мог быть философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626).

Кстати, именно он, Фрэнсис Бэкон, чудо-ребёнок в возрасте 12 лет написал пьесу для театра масок под названием «Рождение Мерлина». И эта пьеса была разыграна в присутствии королевы Елизаветы, которая ласково назвала мальчика своим лордом-хранителем.

Но «Рождение Мерлина» всё же не «Сон в летнюю ночь» с его эзотерическими образами цветов и эфирного ночного пространства, с идеями, почерпнутыми в философии суфизма и розенкрейцерства (по версии Дж. Блэка). Тем не менее авторы фильма «Аноним» использовали факт, связанный с Фрэнсисом Бэконом-ребёнком и его пьесой «Рождение Мерлина», в своём сюжете, только вместо Бэкона 12 лет перед королевой выступил восьмилетний Эдвард Оксфорд, представивший «Сон в летнюю ночь».

Весь фильм пронизан идеей надлома и трагизма, что, несомненно, усиливает эффект от его воздействия. Смотреть фильм «Аноним», как нам представляется, полезно, причём не один раз.

© А. Ф. Рогалев.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий