Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 27 февраля 2016 г.

Жизнь в концлагере, до него и после глазами мальчика (о фильме «Без судьбы», 2005 год)



Художественный фильм «Sorstalanság» («Без судьбы», 2005 год) режиссёра Лайоша Кольтаи снят при сотрудничестве киностудий Венгрии, Германии и Великобритании по одноимённому роману венгерского писателя Имре Кертеса. 

Образ главного героя 14-летнего Дьёрдя Кёвеша по семейному прозвищу Гирка (актёр Марселл Надь), выходца из венгерской еврейской среды,  автобиографичен: сам Имре Кертес в 1944–1945 годах, чуть менее года, был узником концентрационных лагерей Аушвиц (Освенцим), Бухенвальд и Зейтц.

Основная идея романа и фильма может быть выражена так: слабый и беззащитный ребёнок перед наковальней деспотичной истории. Фильм построен в форме рассказа мальчика о пережитом, а сам рассказ напоминает излияние души, исповедь, в которой очевиден один главный вопрос: как выжить во всём этом и как жить после всего этого?

Мальчика сняли с автобуса, как и многих других «желтозвёздных», в день облавы.  В фашистской Венгрии под правлением союзника Гитлера Ференца Салаши все евреи носили нашитую звезду Давида жёлтого цвета. Ребёнок ехал на работу на нефтеперегонный завод, где был вынужден трудиться после того, как его отца отправили в «трудовой лагерь». Мать Гирки живёт где-то отдельно, поскольку давно бросила мужа, а с мачехой жизнь не очень сладкая, тем более что у неё наметился ухажёр.

Так началось восхождение Гирки на Голгофу. Ему предстоит испытать истинный ужас намеренных издевательств и унижений, пройти через голод, холод, болезни, тяжёлый изнуряющий труд. Будни концлагеря показаны так, что вызывают не столько эмоции жалости, сколько эмоции недоумения. Как такое вообще возможно? И ради чего?

Какой-то смысл есть во всём. По крайней мере, герой пытается его сформулировать, отыскивая значение своего существования и своей жертвенности, как и жертвенности многих других людей, прошедших через фашистские концлагеря. И он близок к тому, чтобы дать такой ответ: вся его жизнь должна привести  к некоему, ещё не совсем осознанному им, результату, который в свою очередь станет воплощением высшей воли.

Может показаться удивительным, но это факт: Гирка, освобождённый войсками союзников из неволи, возвращается в Будапешт и… чуть ли не тоскует по концлагерю. Там он был свой среди своих, один из многих таких, как он. В одинаковых условиях. С первых же шагов на воле Гирка понял, что мир и социум остаются прежними – холодными и безразличными к участи отдельно взятого человека, хотя внешние условия существования и поменялись. Он всем чужой и никому не нужный, брошенный и неприкаянный. Даже квартира, где он жил раньше, занята другими жильцами. И на вопрос, что он чувствует после возвращения из концлагеря, герой отвечает: «Ненависть».

Но что значит заглавие – «Без судьбы»?  Разве пережитое мальчиком не есть судьба, его личная участь, доля, предназначенный ему рок? Конечно, это так. Видимо, автор романа, выступивший и сценаристом фильма, имел в виду дальнейшую жизнь героя. Ведь среди значений слова судьба есть и такое – «дальнейшее существование, будущее». Фильм как раз и заканчивается тем, что герой-мученик находится на перепутье после выхода из ада и отправляется к матери, и жизнь его, безусловно, каким-то образом устроится.

Кстати, интересно, как толкует понятие «ад» сам Гирка: «Каждый может представлять это, как ему хочется и как он умеет, а что касается меня, то я могу представить лишь концентрационный лагерь, поскольку лагерь я в какой-то степени знаю, ад же – нет. На вопрос, как бы он представил ад, мальчик ответил так: «Тогда я его представил бы таким местом, где не соскучишься. А в концлагере, даже в Освенциме, могло быть и скучно – в определённых условиях, конечно».

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий