Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 15 февраля 2016 г.

Что значит этот «Самый лучший день»? (о необычном фильме режиссёра Жоры Крыжовникова, 2015 год)



Вышедший на экраны в конце 2015 года фильм «Самый лучший день» режиссёра Андрея Першина (творческий псевдоним – Жора Крыжовников) по его совместному с Алексеем Казаковым сценарию вызвал самые разные отзывы, суждения и комментарии. Диаметрально противоположными, крайними из них являются следующие: 1) глупая комедия для охлоса и 2) фильм, позволяющий расслабиться и отвлечься от нерадостных будней.
Не принимая эти суждения и не вступая в полемику, скажем вполне определённо: зрителю представили очень необычный фильм. Во-первых, он особый по жанру, определяемому многими как караоке-комедия. Во-вторых, суть фильма не в содержании, которое укладывается в одно предложение (сотрудник ДПС решил жениться, но попал в неприятную историю, из которой, однако, общими стараниями всех действующих лиц выбрался), а во внешней его фактуре, самой постановке, рассчитанной не на логическое восприятие и осмысление, а на созерцание некоего карнавала. 
Именно так – карнавала. Ведь основное в карнавале – это массовость, вычурность, намеренное фиглярничание и клоунада с нередким подспудным смыслом. Всё это в анализируемом фильме очевидно. Характерно, что значительное место в нём отведено массовым сценам с поющими, танцующими, кривляющимися и специфически разодетыми людьми. 
Если же к сказанному добавить псевдоним режиссёра – Жора Крыжовников, то станет ясно, что «Самый лучший день» нельзя относить к жанру классической комедии и тем более сопоставлять фильм с серьёзными советскими комедиями. В нашем восприятии это прежде всего фильм-пародия на комедии вообще и в меньшей степени на устоявшийся в последнее время стиль жизни основной части социума – пустой по смыслу, полупьяный, с элементами бесшабашности и самодурства.
Режиссёрская и операторская работа в данном случае может быть оценена высоко. Игра актёров также не вызывает у нас нареканий, хотя было несколько неловко видеть бравого советского ДˊАртаньяна в роли алкоголика. Впрочем, Михаил Боярский и с этой ролью справился успешно. Ещё один ветеран отечественного кино – Инна Чурикова также вполне убедительно сыграла пародийную роль матери незадачливого Пети Васютина.
Сам Петя в исполнении Дмитрия Нагиева, безусловно, хорош: актёр умеет перевоплощаться, играя на высоком уровне как волевых и непреклонных, так и мягких до расхлябанности и бесхарактерных персонажей.
Нам понравились ещё две основные женские роли – невесты Пети (Юлия Александрова) и его злонамеренной соблазнительницы (Ольга Серябкина). При этом Ольга Серябкина передала образ поп-звезды вне сцены именно таким, каким он часто, к сожалению, бывает на самом деле.
Таким образом, фильм «Самый лучший день» уже одним своим названием намекает на иронично-саркастическое отношение к череде будней вообще, среди которых любой день по прихоти какого-нибудь Пети Васютина может стать лично для него самым запоминающимся в нелепой в целом жизни.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий