Простор для мысли

Простор для мысли

суббота, 20 февраля 2016 г.

Можно ли тему ухода из жизни подавать в комедийном ключе? О фильме «Сюрприз» (2015 год)

Фильм «Сюрприз» голландского режиссёра Майка ван Дима оставляет неприятное впечатление как самой темой, так и развитием сюжета и особенно концовкой. Недоумение прежде всего вызывает то, что повествование о добровольном уходе из жизни людей, уставших жить или разочаровавшихся в жизни, заключено в полукомедийную форму.
Существует некое нелегальное агентство «Элизиум», которое за плату оказывает услуги, связанные с тем, чтобы добровольная смерть не выглядела бы как суицид. Заказчик выбирает приемлемый для него вариант кончины. В каталоге «Элизиума» имеется достаточное количество разнообразных вариантов, каждый из которых представляет собой своеобразное путешествие в инобытие. Заметим, что в античной мифологии название Элизиум (Элизей, Элизий) означает «место пребывания душ умерших».
Сотрудники агентства фактически занимаются убийством людей, помогая им, как они выражаются, перейти на иной план существования для продолжения жизни, причём непременно лучшей, чем жизнь на Земле. Как будто они знают об этом!..
В «Элизиум» обращается богатый наследник имения только что умершей естественной смертью владелицы – Якоб ван Зален (актёр Йерун ван Конингсбругге). 
Он с детства находится в отстранённом от мира состоянии, наступившем после трагической смерти отца. Как говорит сам герой, между ним и жизнью находится какая-то перегородка из стекла: жизнь ему видна, но он в ней не участвует.
Пока была жива мать (владелица имения), Якоб выполнял необходимое и требуемое от него механически, без всякого выражения эмоций, и ждал того дня, когда добровольно уйдёт из жизни вслед за матерью, продав предварительно имени и раздав деньги на благотворительные нужды.
Но покончить сам с собой он не сумел, и тут представилась возможность оплатить услугу в «Элизиуме». Заказчику был предложен наиболее экстравагантный вариант смерти под названием «Сюрприз». Якоб должен умереть с чужой помощью (фактически должен быть убит) в любой день, в любой момент, неожиданно для себя и, скорее всего, даже причудливо.
Можно только представить состояние человека, который находится в ожидании скорой смерти и видит её в каждом движущемся автомобиле, в каждом встречном человеке. Но сюрприз заключался в том, что смерть таилась в той форме, которую Якоб никак со смертью не связывал.
Всё, что происходит в основной части фильма, является детективной комедией. Наш герой остаётся жив, но фактически становится одним из агентов «Элизиума». 
Это и удручает больше всего. Ведь такой финал противоречит сути человека, восприявшего к жизни после долгих лет фактического её неприятия.
В основу фильма положен рассказ голландского писателя Белькампо «Сюрприз», вошедший в книгу «Идеальные георгины».

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий