Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 26 февраля 2016 г.

Герой во власти мыслеобраза в фильме «Горничная с “Титаника”»



Известно, что мыслеобразы оказывают существенное воздействие на сознание человека и на восприятие им действительности, а порой даже диктуют его поведение. Как раз это и показано в фильме испанского режиссёра Бигаса Луны «Горничная с Титаника» (совместное производство киностудий Франции, Италии, Германии, Испании, 1997 год). Характерен и слоган этого фильма – «Прекрасный мир фантазий и грёз».
… 1912 год. Хозяева литейного завода во Франции, ежегодно устраивающие необычные состязания среди рабочих, отправляют победителя, молодого мужчину Хорти, в качестве приза в поездку в Англию, в Саутгемптон, где готовится выйти в первый рейс самое большое на то время пассажирское судно «Титаник». Для Хорти забронирован номер в отеле, и ему дана возможность присутствовать при знаменательном событии.
У Хорти есть любимая молодая жена Зоя, но она не едет в Англию вместе с мужем. Управляющий литейного завода, неравнодушный к женщине, имеет свои намерения.
Что произошло между  Зоей и управляющим в дни отъезда Хорти, остаётся неясным. Но Хорти после возвращения переводится на более квалифицированную работу. Впрочем, слухи и толки о жене задевают рабочего не так сильно, как можно было бы ожидать, хотя он и бросает большой гаечный ключ в машину управляющего, за что тут же и был уволен с работы. После возвращения из Англии Хорти находится в особом состоянии. Он будто бы перенёсся в параллельную реальность, которая становится для него основной сценой жизнедеятельности, в то время как привычный повседневный заводской и домашний быт отодвигается на второй план.
В отеле Саутгемптона Хорти встретился с девушкой, назвавшей себя горничной с «Титаника». Так получилось, что она ночевала в одном номере отеля с Хорти, и они даже спали в одной кровати. Забавный и безобидный эпизод  стал, тем не менее, для простого рабочего из французской провинции поворотным пунктом в его жизни.
Фотография Мари (такое имя сообщила Хорти горничная с «Титаника») навсегда запечатлела в памяти мужчины образ, ставший олицетворением проснувшейся после встречи в отеле любовной страсти.
Дома, особенно после получения известия о гибели «Титаника», Хорти перевоплощается из рабочего в повествователя о короткой истории любви. Но Хорти не просто рассказывает – сначала рабочим завода в помещении пивной, затем после того, как был взят в трупу кочующего антрепренёра, более широкой аудитории – о личной истории, связанной с потрясшей тогда всех гибелью «Титаника». В Хорти-сочинителе открывается дар актёра, магнетизирующего публику неподдельной страстью.  
Примечательно то, что Хорти не столько играет, сколько переживает то, что представляется ему в его воображении и во что сам искренне верит. В нём проступает на первый план некая субличность, и  в этом перевоплощении нет никакой фальши. Вот почему слушатели и зрители театра одного актёра приходят в состояние восторга.
Ничего существенно не меняется даже после того, как открывается истинная сущность той девушки Мари, которая в качестве горничной с «Титаника» навсегда покорила сердце Хорти. Его мыслеобраз материализовался и живёт рядом с ним и его женой Зоей, которая в основном из-за соображений материальной выгоды (неплохого заработка мужа в качестве актёра театра), а также из-за боязни потерять Хорти навсегда, смирилась с существованием соперницы в сознании мужа и сопровождает того в поездках по стране в составе труппы и даже играет роль тонущей в океане Мари.
Да, показанное в фильме редко, но случается. Мелодрама с прекрасной игрой Оливье Мартинеса в главной роли воспринимается как прекрасная романтическая история любви, пусть и выдуманная, представленная в воображении или, возможно, почерпнутая героем из глубин его подсознания, связанного с прошлыми жизнями.
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий