Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Паук и его жертва в фильме Луиса Уркиса «Obediencia perfecta» («Безупречное послушание»)

Фильм мексиканского режиссёра Луиса Уркиса «Obediencia perfecta» («Безупречное послушание», в другом русском переводе – «Совершенное послушание», 2014 год) относится к киносюжетам шокирующего плана. Сама тема фильма, скажем так, неудобная для изложения, но рассказанное и показанное, увы, типично и не может замалчиваться. Этим, по-видимому, и руководствовались создатели «Obediencia perfecta», представившие на всеобщее обсуждение рассказ, основанный, как поясняется в титрах, на реальных фактах.
Многодетная мексиканская семья отправляет одного из старших своей детей, Хулиана, на обучение в католическую школу, руководствуясь соображением, что в семье неплохо было бы иметь хотя бы одного священника.
Основное содержание фильма связано с жизнью, бытом и нравами в церковном образовательно-воспитательном учреждении. 
Всё показано через восприятие главного героя – Хулиана. В кадрах то и дело возникает в крупном плане чистое, незапятнанное грязными энергиями лицо мальчика с большими и широко открытыми глазами.
В сюжете – два перекрещивающихся плана повествования. На одном из них – уроки богословской тематики и назидания учителей-воспитателей во главе с основателем и руководителем школы падре Анхелем де ла Крузом. На другом – то, что показывается при выключенном в буквальном смысле свете.
Да, школа живёт двойной жизнью. Учителя говорят об одном, но делают другое. Ученики заучивают церковные идеи и назидания, но ведут себя сообразно пробуждающей молодой физической природе. Лицемерие и фальшь пронизывают жизнь школы насквозь. На поверхности же – деланные благополучие и благопристойность, бравурные отчёты, благодарности и покровительство вышестоящих инстанций. 
Центральное место в сюжете отведено взаимоотношениям Анхеля де ла Круза и Хулиана. Мальчик фактически взят в дом падре, где шаг за шагом постигает хитроумную систему подчинения воле старшего, которого должен принимать за неподлежащий сомнению идеал. В неторопливо развивающемся повествовании показано постепенное приручение (иное слово трудно и подобрать!) мальчика воле священника-учителя, который в итоге становится для Хулиана любимым падре. Именно так – «любимый падре» обращается воспитанник к воспитателю.
Тот напоминает крупного паука, терпеливо опутывающего свою жертву нитями паутины, из которой выбраться уже невозможно. Так и происходит и с Хулианом. В итоге из него получается терпеливый, послушный, преданный и безропотный слуга, с готовностью выполняющий все прихоти хозяина. Именно поэтому фильм и называется «Безупречное, или совершенное послушание» и вызывает у многих зрителей ощущение безысходности. Но таков замысел авторов и один из двух возможных вариантов реакции воспитанников на действия и намерения учителей. Альтернативный вариант – протест и борьба – в фильме лишь намечен, но не развит.
Закономерен вопрос, который сразу же и возникает в процессе просмотра фильма: как становится возможным то, что духовное лицо фактически является нравственным садистом и физическим развратителем детей?
Во-первых, духовные лица по сути и духовные лица по профессии – далеко не одно и то же. Профессия «священник» очень часто выбирается обычными, отнюдь не отличающимися добродетелями и высокой духовностью людьми по соображениям получить прибыльную в материальном плане и позволяющую холить ногти на руках работу. Во-вторых, в церковных школах как раз и собираются личности, страждущие от недостатка у себя чистой и здоровой энергии, идущей от детей, а это и есть основа для биоэнергетического пристрастия к воспитанникам. Более того, глядя на «любимого падре», трудно избавиться от мысли, что в теле Анхеля де для Круза воплощена некая искусная сущность из тёмного мира, умело подстраивающаяся под интеллигентного воспитателя-эстета и заботливого духовника. 
Чего стоит дважды повторяющийся сюжет обмывания ног учеников директором школы, который преподносит эту процедуру как повторение того, что делал Иисус Христос со своими учениками. 
Режиссёр фокусирует внимание на лицо падре, на котором отображаются истинно плотские ощущения при ощупывании ног мальчиков. Эту сцену так и хочется назвать: паук на охоте.
Фильм «Obediencia perfecta» полезен в плане осознания философии бытия в земном мире и как пример сюжетов на нравственно-психологическую тему.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий