Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Если бы вам дали ещё один шанс, вы бы не упустили его? (о смысле фильма «Поцелуй Иуды», 2011 год)



Этот фильм американского режиссёра Х.-Т. Тепнапы относится к категории фильмов не для всех. В нём есть глубокие идеи, но он скучный, потому что основное в сюжете – не в событиях и действиях, а в мыслях и диалогах героев. Философия сюжета о связи прошлого, настоящего и будущего облечена в аллегорическую форму. Кроме того, события фильма разворачиваются в гейской среде, и все главные герои картины – геи, что явно может оттолкнуть предубеждённого зрителя.

Впрочем, мужские взаимоотношения здесь всё-таки отодвинуты на второй план и являются лишь фоном, на котором рассматриваются проблемы человеческой судьбы.

В начале и конце фильма его главный герой сидит на крыше дома и размышляет. Эти два фрагмента – стартовый и финальный – связывают всю композицию картины единой нитью и позволяют понять аллегорический сюжет. Сидеть на крыше – значит, войти в состояние мудрого осмысления и оценки самого себя. Герой действительно размышляет и в мыслях уносится в прошлое, пытаясь разобраться в хитросплетениях собственной жизни, найти ту контрольную точку, в которой он совершил ошибку и, соответственно, пошёл неверной дорогой дальше.

Да, у человека в жизни есть контрольные точки, когда он проходит своеобразное тестирование на зрелость души и умение правильно решать предлагаемые ему задачи. Но если решение окажется неверным, человек пойдёт дальше по пути, на котором рано или поздно осознает отсутствие полной реализации себя как личности и ощутит то, что называется разочарованием от жизни.

Вот и режиссёр Закари Уэллс оказался как раз в такой ситуации. Но у него ещё есть силы и желание осмыслить прошлое, вернуться в него мысленно, чтобы разобраться в том, когда и как он выбрал неверный путь и, наконец, исправить свою главную ошибку в жизни, написав сюжет картины, которую он в будущем, скорее всего, снимет как автобиографический фильм «Поцелуй Иуды».

Всё показанное зрителю есть не что иное, как мыслеобразы героя, выстроенные в форме фантастического сюжета. Закари Уэллс отправляется в качестве члена жюри в университет Кейстоун, где проводится конкурс студенческих фильмов. В этом университете учился сам Закари, он же был в своё время и участником такого конкурса, представившим на суд жюри фильм «Поцелуй Иуды». Но, как следует понимать, это был не его фильм: Закари сжульничал и получил главный приз. Однако такая победа оказалась пирровой: дальнейшая творческая судьба режиссёра пошла наперекосяк.

Теперь же в качестве члена жюри, в роли судьи конкурса Закари Уэллс должен проявить принципиальность, несмотря на щекотливые обстоятельства – интимную связь с одним из конкурсантов по имени Дэнни Рейес и отклонить явно жульнический конкурсный проект.

Дэнни Рейс – это сам Закари в прошлом, в паутине семейной драмы детства, в зависимости от эксплуатирующего его душу и тело богатого и лицемерного студента Шейни, в тисках собственных амбиций, существенно не подкреплённых ничем иным, кроме привлекательного тела. Ведь ради победы на конкурсе он и оказался по собственной инициативе в постели члена жюри…

В мысленных построениях Закари Уэллса, возвращающегося в прошлое, он как бы раздваивает свою роль – становится членом жюри и одновременно является самим собой под именем Дэнни Рейес в студенческие годы. Он сам в прошлом и будущем как исполнитель и судья играет и оценивает свои действия и поступки, совершает жульничество и раскрывает его.

В фильме нет перемещения во времени. Оно совершается, как мы сказали, только в мыслях героя, сочиняющего необычный сюжет по фактам собственной биографии и одновременно выставляющего на суд зрителей следующий вопрос: «If you had a second chance, would you grab it?» («Если бы вам дали ещё один шанс, вы бы не упустили его?»).

Этот вопрос не такой простой, как может показаться. Кто-то ведь и не захочет исправлять что бы ни было, довольствуясь насущным и данным. Да и возвращение в прошлое не каждому человеку по душе. Порой оно радостно, а порой – тоскливо и даже мучительно. Каждому – своё…

 Что касается заглавия фильма – «Поцелуй Иуды» («Judas Kiss»), то оно также аллегорично, как и весь фильм в целом. Лицемерная и ложная демонстрация любви (таков смысл выражения поцелуй Иуды) проходит по всему сюжету рефреном: это и название фильма, представленное студентом на конкурс, и его (студента) интимные связи-сделки ради получения какой-то выгоды или достижения конкретной цели. Поцелуи Иуды свойственны также ещё одному герою фильма –  безнравственному Шейну, да и человеку вообще, готовому надеть маску лицемера по любому поводу. Это один из главных выводов, следующих из анализируемого фильма.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий