Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 15 ноября 2015 г.

В смерти нет ужаса (о фильме «Шёпот ангелов», 2000 год)



Рефреном по всему сюжету американского художественного фильма «Шёпот ангелов», созданному в 2000 году режиссёром Питером O’Фэллоном по мотивам романа Грейс Даффи Бойлен «Твой сын жив. Письма солдата своей матери», написанному ещё в 1918 году, проходят строки: «Душа вылетает из тела, как мальчишка из школьных дверей: порывисто и радостно. В смерти нет ужаса».

Это пытается внушить двенадцатилетнему Джеймсу пожилая одинокая женщина Медди Беннет, потерявшая сына на войне. Мальчик же периодически входит в состояние психического ступора, вызванное трагической смертью матери в автокатастрофе (мать умерла на глазах сына).

Медди Беннет, годящаяся Джеймсу в бабушки, становится его лучшим другом. В данном случае в фильме, как и в романе Г.-Д. Бойлен, реализована актуальная во все времена, а в наши дни особенно, идея о поиске близкой и родственной души. Увы, среди физических родственников, родства душ может и не быть.

Джеймс потерял единственно близкого ему человека – мать. Отец от него отдалён, занят работой, к тому же выбрал себе новую спутницу по жизни – Мэри. Между мачехой и Джеймсом формируется состояние психологического диссонанса. Мальчику как воздух необходим тот человек, с которым бы он был откровенен и открыт и который (самое главное!) сумел бы дать подростку правильное понимание философии жизни.

Таким учителем и наставником для Джеймса и становится Медди Беннет. Эти две души, столь разные в физическом воплощении по возрасту и социальным параметрам, тем не менее, вступают в состояние резонансного взаимодействия на эмоционально-ментальном и духовном уровнях. Их, безусловно, объединяет общее горькое жизненное обстоятельство – утрата самого дорого человека.

Актриса Ванесса Редгрейв сумела передать необычайно сильный по духу и эмоционально мажорный характер своей героини, а роль двенадцатилетнего Джеймса восхитительно сыграл Трэвор Морган, воплотивший на экране подлинную детскую непосредственность, потребность  в эмоциональной поддержке и неодолимое желание познания тайны жизни и смерти.

Сцены ненавязчивого обучения Джеймса премудростям бытия поразительны в плане психологического мастерства пожилой женщины. В результате мальчик избавляется от психической травмы и переходит на более широкий уровень восприятия реальности, позволяющий ему активировать то, что называется шестым чувством.

В романе Грейс Даффи Бойлен «Твой сын жив. Письма солдата своей матери» события происходят во время Первой мировой войны, а в фильме «Шёпот ангелов» перенесены в конец XX века. Сын миссис Беннет, Бобби, в интерпретации авторов фильма погиб не на фронте Первой мировой войны, а в военной авантюре США во Вьетнаме в 1974 году. Создатели фильма осовременили события, но смысл, идею и тему романа передали вполне.

Фильм «Шёпот ангелов» (в оригинальном названии – «A Rumor of Angels») является одной из наиболее впечатляющих и поражающих своей искренностью психологических драм, созданных за последние десятилетия.  

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий