Простор для мысли

Простор для мысли

вторник, 17 ноября 2015 г.

Парапсихологическая драма «Горькая луна» (1992 год)



Начнём с символического заглавия этого фильма, снятого в 1992 году режиссёром Романом Полански при участии киностудий Франции, Великобритании и США на основе произведения французского писателя Паскаля Брюкнера «Горькая луна» (1981 год). Можно сказать, что герои фильма – американский писатель Оскар и француженка Мими – пережили в своих отношениях три лунные фазы – восходящую (растущую), полную и ниспадающую. Их взаимная тяга, достигшая своего апогея, закономерно угасала, а их неимоверное сладострастие постепенно и неумолимо трансформировалось в такую же сверхжестокость друг по отношению к другу. 
То, что мы видим в фильме, полностью соответствует образу Луны в мифологии и культуре разных народов – образу сложному, амбивалентному, изменчивому и неверному. Луна меняет природу своего действия в зависимости от знака, в котором она находится, поэтому и является символом постоянных трансформаций и преобразований своей формы, считается силой, управляющей превращениями в природе.
Ничто не вечно под луной – но не только потому, что всё неизбежно кончается, а и в том смысле, что не остаётся неизменным, постоянно трансформируется в свою противоположность.
Это касается как Оскара и Мими, так и другой супружеской пары, также переживающей свои лунные фазы в личных взаимоотношениях, – Нейджела и Фионы. 
Другое дело, что их убывающая луна не окажется столь трагичной, как в случае Оскара и Мими, и, скорее всего, вновь перейдёт в фазу новолуния – но это только под влиянием того жертвенного действа, которое разыграли с Нейджелом и Фионой Оскар и Мими.
Здесь самый раз задаться вопросом – зачем они это делали?
Следует сказать, что фильм «Горькая Луна» задаёт много парапсихологических загадок. Главная из них такова: как стало возможным, что девушка Мими, сочетавшая в себе, по словам Оскара, сплав детской непосредственности, невинности и сексуального притяжения, так неожиданно и странно превратилась фактически в хищный сексуальный цветок? Ведь она, проявив искусство обольщения и даже вампирские наклонности, фактически превратила своего любовника в раба. Оскар, попавший в рабство, сначала душой, а потом и телесно, купался в необузданной женской похоти, опять-таки по его же собственным словам, как свинья в луже.
Любовники перешли своеобразный сексуальный Рубикон, и перед ними открылось много возможностей, которые недоступны в том состоянии, когда сознание не отдано полностью на волю страсти, и в нём остаются участки, контролируемые существующими моралью и нравственностью. Причём, это произошло как раз под воздействием и прямым руководством Мими. Откуда же в этой девушке-женщине такая жажда высшей и безжалостно-эгоистичной страсти?
С точки зрения парапсихологии, такое возможно только в том случае, если сознанием человека управляет стоящий рядом, но в соседнем измерении, а потому и невидимый людям демон, жаждущий для собственного насыщения только одного – ничем не сдерживаемого потока сексуальной энергии.
Именно поэтому Мими совращает и Нейджела. Ей, а фактически тому невидимому, кто  руководит ею по жизни, просто необходима очередная сексуальная жертва. При этом уже ставший беспомощным инвалидом муж Мими выступает как посредник: он вводит своими откровенными рассказами сознание Нейджела в управляемое состояние. Кроме того, Оскару самому нужно выговориться и тем самым передать своё бремя – сладкое в воспоминаниях и горькое наяву – другому человеку. Это тоже имеет очевидное парапсихологическое объяснение.
Вообще, в фильме «Горькая луна» немало эпизодов, а также реплик и высказываний, понятных только в аспекте парапсихологии. Вот одно из высказываний Оскара, на наш взгляд, неоспоримое: в каждом человеке спрятан садист, который проявляется, когда кто-то от человека зависит. Отношения Оскара и Мими, их совместная жизнь в фазе спадающей Луны являются ярким тому примером.
Интересно, что когда Оскару удалось выйти из сексуальной зависимости от Мими, эта женщина изменилась неузнаваемо: куда только делись её гордость, спесь и уверенность в собственной неотразимости! Сексуальный демон впал в состояние паники в условиях дефицита сексуальной энергии. И в тот период Мими действительно заслуживала презрения.
В целом, фильм «Горькая Луна», как и роман Паскаля Брюкнера, существующий в русском переводе, могут быть настоящим руководством при изучении лабиринтов человеческой психики. Прекрасная игра актёров и замечательное музыкальное сопровождение усиливают эффект от просмотра этого психологического триллера, незаслуженно раскритикованного ранее якобы за излишнюю сексуальную выпуклость.  
© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий