Простор для мысли

Простор для мысли

пятница, 13 ноября 2015 г.

Хранилище призраков (о фильме-фантасмагории «Тринадцать привидений», 2001 год)

Фильмы бывают всяких жанров. Но вот этот фильм, производства США и Канады, снятый режиссёром Стивом Беком в 2001 году, может быть смело определён в категорию «фильмы-фантасмагории».
Преподаватель математики Артур Критикос, не верящий во всякие аномальные явления (отсюда и его говорящая фамилия – Критикос, то есть критикующий всё алогичное и нерациональное) получает в наследство от умершего дядюшки странный дом, сделанный из стекла.
Незадолго до получения извещения о наследстве при пожаре погибла жена Артура, и он остался вдовцом с двумя детьми – старшей дочерью Кэти и сыном Бобби.
Дядя Артура – Сайрус Критикос на самом деле не умер, а погиб при поимке одного из странных существ, которых он… коллекционирует. Эти существа – не что иное, как души умерших людей, которые были перехвачены Сайрусом и помещены в специальные контейнеры.
В его собрании – 11 таких субъектов, но не вообще каких-либо, а вполне определённых, соответствующих тем параметрам, которые отмечены в некой древней магической книге. Сам ловец призраков погиб при поимке двенадцатого, самого опасного призрака и тоже перешёл в разряд привидений, а племянника Артура хочет видеть тринадцатым, последним по счёту призраком. Для этого он и подарил ему дом – настоящий дом-ловушку.
Все хитрые замыслы дядюшки становятся ясными при развёртывании сюжета, в котором одну из ключевых ролей играет экстрасенс Дэннис Рафкин, бывший помощником у Сайруса Критикоса. Все главные события происходят в подаренном доме, этаком музее астральных типажей из той части Закулисья, которой заведует одно из отделений Тёмного мира.
Сам дядя-коллекционер, как можно полагать, при жизни выступал медиумом между людьми и низким Астралом, а его стеклянный дом с диковинными механизмами (этакий дом-машина, или дом-компьютер) представляет собой портал для выхода Тьмы в человеческий мир. Среди главных деталей дома для работы с призраками – спектральные очки, которые открывают у человека особое видение окружающей реальности.
Создатели фильма, по всей видимости, особо не заботились о приведении своего сюжета в соответствие с существующей мистико-эзотерической информацией. При просмотре возникают вопросы содержательного плана, но фильм, как мы полагаем, рассчитан на непритязательного зрителя, не занимающегося глубокими размышлениями.
Такой зритель воспримет зловещих персонажей под условными именами Первенец, Расчленённый, Удавленная, Увядшая любовница, Растерзанный принц, Разгневанная принцесса, Паломница, Огромное дитя, Ужасная мать, Молот, Разрушитель без раздумий над тем, что за типажи могут выступать под этими именами и какие функции они выполняют, а ещё над тем, почему именно Артур Критикос должен стать последним тринадцатым привидением во всей странной коллекции.  
Представленный как фильм ужасов, «Тринадцать привидений» таковым не является. Он, скорее, забавный, чем страшный, и, безусловно, впечатляет постановочными трюками и спецэффектами, а также в целом неплохой игрой всех занятых в фильме актёров.
© А. Ф. Рогалев. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий