Простор для мысли

Простор для мысли

среда, 14 июня 2017 г.

Через чёрный вход. Поиски счастья в фильме «Как поднять миллион… (2014 год)

У этого фильма название более пространное – «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». И если первая часть названия вполне отображает суть фильма и его основную идею – поиски своего места в жизни, погоня за счастьем и удачей, то вторая вызывает недоумение.
В самом деле, зачем вставлять в заголовок нелитературное слово, пусть и закамуфлированное в форме Z@drot? К тому же это слово, появившееся в компьютерном жаргоне в значении «человек, замороченный одной и той же онлайн-игрой, живущий только ею», вовсе не характеризует главного героя, Женю, как и его друга, Колю, которых «задротами» назвать никак нельзя.
Впрочем, понять авторов фильма (режиссёр-сценарист Клим Шипенко и сценаристы Дмитрий Шахов и Алексей Онищенко) можно: серая жизнь рождает не только серые заголовки, но и серые сценарии.
Говоря об оттенках цвета, имеем в виду прежде всего не столько исполнение, сколько содержание произведений, того же интернетовского произведения Дмитрия Шахова, которое было положено в основу фильма, как и самого фильма, несколько отличающегося от первоисточника.
Серое содержание жизни очевидно: люди сейчас не живут, а выживают. Удача приходит не к тем, кто искренне и честно работает, вкладывая в своё занятие душу, а к проходимцам и пронырам, умеющим, как говорится, вертеться в социальной среде, курируемой сплошь адептами Тёмного мира.
Отец Жени, главного героя фильма «Как поднять миллион…», инженер ликвидированного и распроданного советского промышленного предприятия, изгнанный из сферы деятельности и получивший в результате прямого насилия над ним и психологического стресса инвалидность, задаёт перед смертью сыну закономерный вопрос, записанный на бумаге (отец не мог говорить): «Счастье?..».
Действительно, в чём счастье и смысл в этой серой жизни? Жене предстоит немало сделать за довольно короткое время, претерпеть множество испытаний, получить печальный жизненный опыт, чтобы понять: счастье – не в погоне за миллионами.
Женя с другом Колей, вчерашние школьники, вложили всю свою юношескую энергию и природную изобретательность, чтобы выглядеть в жизни достойно, то есть в их понимании, как и в понимании большинства окружавших их людей, с деньгами.
Но чтобы получить деньги, нужно входить в жизнь через чёрный ход. Вот этого больше всего и боялся отец Жени, которого сердечнососудистый удар сразил после того, как он узнал о серых махинациях сына в Интернете. Между тем родители потратили накопленные деньги не на лечение больного отца, а на покупку Жене компьютера, потому что отец-инженер хотел видеть в сыне умелого программиста, озабоченного не сиюминутной выгодой, а знаниями и чистотой души.
Фактически Женя и стал программистом, только программирование его было специфическим, связанным не с увлечённым и честным трудом, а с  беспрестанным лавированием по жизни.
Авторы фильма, поставившие перед собой задачу показать действительность такой, какой она есть, всё же перебавили чёрного цвета. Ведь даже Тёмный мир не бывает тёмным абсолютно. В любой темноте есть и светлые секторы, как и среди яркого солнечного света всегда находится место для тени.
Такова философия бытия, в связи с чем вызывает недоумение, что в киносюжете не показан ни один из подлинно положительных персонажей, если не считать таковым фактически добитого жизнью советского инженера, отца Жени.  
Сам главный герой – тоже отнюдь не положительная личность, хотя он и страдал от мук совести. Сойти с пути чёрного бизнеса ему пришлось в силу того, что он не смог подавить в себе эти совестливые нотки, в отличие от друга Коли.  
Что касается образа волонтёра Ани, то он подан каким-то смехотворно-обречённым на фоне сплошного равнодушия, хищнической наживы и разрушения. Впрочем, каждый действует в соответствии с собственными потребностями и возможностями. Волонтёр Аня хочет спасти мир воззваниями и сбором подписей, и это её желание вполне достойное.
Современному российскому кинематографу пора перестать снимать жизненный негатив и заняться поисками настоящего героя, сильной, духовно возвышенной и творческой личности. Пора вернуться к традициям советского кино с его высокой жизненной идеей, которую можно находить везде – как в богатой отечественной истории, так и в текущей жизни.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий