воскресенье, 2 апреля 2017 г.

Комментарий к фильму Павла Руминова «Я буду рядом» (2012 год)

Этот фильм сложно анализировать и тем более давать ему оценки. Точнее говоря, сложно оценивать не сам фильм как таковой, а то, что легло в основу сюжета. Слишком уж он драматичен по содержанию.
Молодая женщина Инна, в разводе, одна воспитывающая сына Митю шести лет, который для неё – весь смысл жизни, оказывается в очень сложной жизненной ситуации, требующей однозначного и смелого решения. Для Мити нужно срочно подыскать приёмных родителей, поскольку жизнь Инны заканчивается из-за тяжёлого и неизлечимого заболевания.
Трагизм ситуации как раз и концентрируется авторами фильма на необходимости осознанного расставания матери и сына, любящих друг друга безмерно.
Режиссёр и сценарист Павел Руминов и вся творческая группа, создававшая совместный российско-украинский фильм «Я буду рядом», предлагают один из возможных вариантов поведения человека, обречённого на смерть и одновременно обязанного принять сложное решение относительно остающегося в этом мире малолетнего сына.
То есть Инна не может отрешиться в оставшиеся ей дни от человеческой суеты и сосредоточиться только на себе, подводя итог своей жизни. Жизненная задача тяжело больного человека неимоверно усложняется: она до последнего своего часа несёт ответственность за ребёнка.
Исполнители двух главных ролей – Инны (Мария Шалаева) и Мити (Рома Зенчук) воплотили авторские образы фактически безупречно. Маленькие актёры обычно всегда играют естественно, с присущей им детской непосредственностью. 
В данном случае Митя, смутно осознающий беду, должен смириться с неизбежным. Мальчику не говорят всю правду в деталях. Он знает только то, что мама, которой необходимо часто ложиться в больницу, передаёт его на время хорошим людям. Но в сознании шестилетнего ребёнка срабатывают тревожные сигналы смутного времени, и Митя боится, что его хотят продать на органы.
Что касается актрисы Марии Шалаевой, то она убедительно представила, конечно же, в соответствии с авторским замыслом, вполне сильную личность, сумевшую придать своему уходу из жизни наигранный оптимизм. Безусловно, сделала она это ради сына.
Ключевая фраза, сказанная умирающей матерью сыну, вынесена в заголовок киносюжета: «Я буду рядом». Именно эти слова успокоили Митю и помогли ему принять перемены в жизни.
Сюжет фильма развивается исключительно в материалистическом духе, хотя те же слова «Я буду рядом» вполне можно было обыграть в философско-религиозном или эзотерическом аспекте бессмертия души. Связь людей в данной жизни не прерывается после её окончания и продолжается далее в инобытии и в новом воплощении, хотя и в иных игровых ситуациях. Кому-то дана радость быть вместе долго, из жизни в жизнь, а кому-то предписано терпеть друг друга рядом до тех пор, пока не будет найден путь к согласию.
В фильме нет и намёка на посмертное существование, и главная героиня далека от Бога даже в свой смертный приговор, иначе она не взяла бы на себя смелость попытаться избавиться от физических и душевных страданий путём самоубийства. Ведь такое решение на самом деле лишь усугубляет страдания души, на которую накладывается вина за изменение собственной участи.
Впрочем, упрекать или винить Инну никак нельзя. Каждый выстраивает линию поведения и принимает те или иные решения самостоятельно, в соответствии с собственным мировосприятием и миропониманием.
То же самое можно сказать и в отношении мальчика Мити, который в конце фильма как будто уже и забыл о маме Инне и выглядит волне счастливым в новой семье. Впрочем, разве было бы лучше, если бы всё обстояло как раз наоборот?..
Повторяем: авторы представили лишь один из возможных вариантов поведения человека – как взрослого, так и маленького, находящихся в чрезвычайно сложной для них жизненной ситуации. Тем фильм и интересен.
Примечателен он ещё одной своей особенностью, касающейся уже не содержания, а формы. Фильм складывается из фрагментов того, что обычно и происходит ежедневно: разговоры ни о чём, встречи и реплики на работе – по делу и без дела, домашний досуг, разговоры по телефону… 
Камера оператора как бы скользит по тому, что называется жизнедеятельностью или, скорее, жизненной суетой, и снимает калейдоскоп картинок, среди которых постепенно становится заметным основной мотив, развивающийся в сюжетную коллизию.
В целом, фильм «Я буду рядом» можно назвать дискуссионным и экспериментально-новаторским и по исполнению, и в идейно-содержательной его части.
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2017. Авторский материал. Ссылка обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.