среда, 26 апреля 2017 г.

Несколько стандартный фильм о добре и зле. «Песня для изгоя» (2003 год).

Фильм режиссёра Эшлин Уолш «Песня для изгоя» снят в 2003 году при участии киностудий Ирландии, Великобритании, Дании, Испании на основе книги ирландского поэта, певца, драматурга, сценариста Патрика Гэлвина (1927–2011) «Song for a Raggy Boy» («Песня для мальчика Рэгги»).
Кто же он, этот мальчик Рэгги? Это обобщённый образ, применимый к любому из тех мальчишек, которые являются истинными героями фильма и, соответственно, книги.
Имя Raggy Boy стало обозначением парнишки от 10 до 15 лет, дерзкого и непокорного, но волевого и умного, который смело идёт в бой и часто проигрывает его, но не сдаётся.
Стихи, звучащие в фильме, как раз для этого Raggy Boy:

«Благая ночь царит вокруг.
Ей не преграда дверь темницы.
Она тебе поможет, друг,
Сломать привычные границы.
А ветер – наш союзник, он
Вручит нам боевые ранцы.
Мы снова встретимся с тобой,
Там, где встречаются повстанцы!»

Но почему фильм «Song for a Raggy Boy» подаётся в русскоязычном варианте под названием «Песня для изгоя»? Кто здесь изгой?
Ну, конечно же это всё тот же – Raggy Boy. Обобщённый образ мальчика, изгоя общества, брошенного родителями или оставшегося без родителей и ступившего на путь воровства и хулиганства, пойманного и отправленного для исправления в католическую исправительно-трудовую школу, каковыми славилась вплоть до  1984 года страна Ирландия.
Казалось бы, лучшего места для покаяния и обучения не найти. Однако то, что мы видим в фильме, шокирует. Да, мальчиков там содержат в полном довольствии – кормят, одевают, учат, но и бьют, унижают, оскорбляют и даже насилуют.
Для префекта школы брата Джона эти Raggy Boys – не более чем  существа, с которыми можно поступать, держа имя бога в уме и на устах, так, как только пожелаешь.
Критика церкви в фильме «Песня для изгоя» неимоверно сильна. Давно и хорошо известно, что среди служителей церкви немало адептов Дьявола. Он, этот Иерарх Отрицательной системы, является для таких священников и церковных учителей истинным богом и господином. Ведь они в своих молитвах не разъясняют, какого бога имеют в виду, когда молятся.
Всё это красноречиво показано на примере образа брата Джона, подлинного сатрапа и садиста. Попадающие к нему на расправу провинившиеся мальчики проходят все муки ада.
Выразительны и типичны и другие работники (служители) школы – безвольный директор, закрывающий глаза на зверства брата Джона, а ещё брат Мак, любящий забавляться в укромных местечках с парнишками, а также привратник, знающий всё, что происходит в школе, но надёжно молчащий, да и прочие приживали при хлебном месте.
Центральным же является образ светского учителя Уильяма Франклина, поступившего в религиозную исправительно-трудовую школу ввиду отсутствия иного места. Он, естественно, антипод всем остальным «педагогам» и «воспитателям». Мало того, он – закалённый в гражданской войне в Испании боец. Франклин учит своих воспитанников быть людьми и пробуждает в них чувство собственного достоинства, помогая избавляться от синдрома изгоя.
Правда, в исполнении Айдана Куинна образ идеального учителя, друга и любимца детей выглядит несколько пафосным и стандартным. Впрочем, стандартны здесь все образы взрослых. Они и разведены по заданным рангам: злодей – борец со злодейством – колеблющийся – безвольный.  
Если же говорить о тех, кто поистине восхищает, так это все мальчики без исключения, все эти Raggy Boys, которые не исполняют и не играют свои роли, а живут ими, буквально перевоплощаются в принятых ими персонажей.
В целом, этот фильм можно назвать несколько стандартным повествованием о добре и зле, о поединке между носителями добра и зла, об извечной борьбе тёмного и светлого начал за души людей.
Недостатком фильма (и книги?) является, на наш взгляд, слишком негативное изображение религиозных школ и их служителей. Здесь явно не хватает положительного образа священника.
Безусловно, не все школы, собиравшие малолетних преступников, были такими, как они показаны на примере школы St. Jude, да и среди служителей этих школ, конечно же, было немало истинных божьих людей, заботливых и совестливых.
Нельзя забывать, что церковь – это часть общества, а общество всегда состоит из разных типов – как положительных, так и отрицательных.
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2017. Авторский материал. Ссылка обязательна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.