Простор для мысли

Простор для мысли

понедельник, 27 марта 2017 г.

Время обскурации в фильме Алексея Балабанова «Кочегар» (2010 год)

Слово обскурация в переводе с латинского источника означает «затемнение». В фильме «Кочегар» как раз и показывается пережитое «тёмное время» середины 1990-х годов в России. Время разгула бандитизма, крушения всех прежних нравственных идеалов, переоценки социальных ориентиров.
Для обозначения социальной обскурации используется ещё образное словосочетание «окаянные дни». Именно в такие дни торжествуют  темнота человеческой души и грязная совесть, что и взято режиссёром и сценаристом фильма Алексеем Балабановым за основу для повествования.
В центре сюжета – майор в отставке, Герой Советского Союза Иван Матвеевич Скрябин, якут по национальности, брошенный уехавшей в Америку женой, безразличный для дочери, которая вспоминает об отце только тогда, когда ей нужны деньги.
Майор воевал в Афганистане, был контужен, уволен из армии по состоянию здоровья, и теперь фактически живёт в кочегарке, где и зарабатывает на жизнь кочегаром.
Два бывших сослуживца Скрябина по Афганистану устроились бандитами – работают по найму, специализируясь на заказных убийствах. В кочегарку к Скрябину они наведываются, когда необходимо сжечь в печке трупы.
Таков зачин фильма, и на этой доминанте строится весь дальнейший сюжет. Доверчивый и, безусловно, больной майор-кочегар Скрябин становится невольным соучастником многочисленных преступлений. Впрочем, до поры до времени он верит своим армейским коллегам, объясняющим Скрябину, что они очищают общество от плохих людей.
Этого вполне достаточно для контуженого майора. В его сознании, похоже, сформировался и укрепился обобщённый образ плохого человека, который воспринимается кочегаром как виновник всех бедствий и несчастий.
В перерывах между подбрасыванием угля в топку Иван Скрябин пишет книгу, в которой как раз и функционирует плохой человек как главный герой по прозвищу Хайлах. По-якутски слово хайлах означает «ссыльный преступник, каторжник». В сочинении Скрябина один из хайлахов берёт верх в селении якутов и приносит им неисчислимые беды.
Это сочинение, рождающееся в раненом сознании бывшего майора Советской Армии, является реакцией на то, что происходит вокруг Скрябина в реальной постсоветской жизни, к чему он имеет непосредственное отношение и что он вынужден так или иначе оценивать. Убогое сочинение сломленного жизнью и болезнью майора-кочегара является беспомощным аллегорическим видением жизненных уродств.
Фильм «Кочегар» пронизан идеей безысходности и обречённости. Всё его содержание складывается из сплошных смертей и ужасных убийств, совершаемых потерявшими всякое человеческое лицо бывшими сослуживцами майора Скрябина.
Создатели фильма явно, как говорится, перегнули палку. Дикость и жестокость здесь подана как норма общежития и обыденность, при которой человек человеку – зверь. Этому способствует и весёлое музыкальное сопровождение фильма, лишённое всякого трагизма и даже элементарной интонации для указания на ненормальность изображаемого.
Зачем же так низко опускать планку жизни и до предела упрощать характеры людей? Ведь не бывает так, чтобы в социальной темноте и господствующем разврате вообще не было лучей истинного и чистого света, чтобы общество состояло только из одних негодяев, физически больных и духовно опустошённых людей. Иначе обскурация никогда бы не заканчивалась, а социум бесповоротно перешёл бы в жизненный режим самоуничтожения.
И зачем делать главным героем фактически юродивого человека, ставшего заложником собственной горестной судьбы? Он не может быть положительным героем по определению, хотя бы даже потому, что кончает жизнь самоубийством в собственной кочегарке, в которой он ещё до этого заживо себя и похоронил.
Отсутствие положительного начала как альтернативы социальным язвам и потрясениям является главным недостатком фильма Алексея Балабанова. Такое кино способно только угнетать сознание зрителя и формировать исключительно негативное восприятие действительности.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий