У
технолога завода безалкогольных напитков из вымышленного города Верхние Ямки
Ивана Сергеевича Травкина (актёр Евгений Леонов) разболелся зуб. При осмотре в
зубной поликлинике оказалось, что болит… тридцать третий зуб пациента. Но ведь у
человека может быть только тридцать два зуба!
Вместо
оказания помощи врачи местной поликлиники тут же сообщили вверх по начальству о
необычном пациенте. Начальство в свою очередь домыслило сей факт таким образом,
что Иван Сергеевич Травкин оказался особым видом человека, которого нужно
тщательно изучить.
К
сенсации подключилось телевидение, подготовившее передачу с участием Травкина.
На следующий день технолога из Верхних Ямок знала уже чуть ли не вся страна.
При
этом, как обычно бывает, из факта родились слухи – один невероятнее другого. В
результате Ивана Сергеевича отправляют в Москву на исследование как
предполагаемого потомка марсиан, хотя в народе не исключают другого объяснения:
Иван Травкин – не кто иной, как снежный человек…
У
этой комедии Георгия Николаевича Данелии есть безусловная сатирическая
направленность. В ней ярко и забавно высмеивается свойственная людям
склонность, говоря по-простому, делать из мухи слона. Тридцать третий зуб Ивана
Сергеевича Травкина подаётся создателями фильма как аллегорический образ
пустячного факта, который раздувается в богатом воображении так называемых
специалистов до космических масштабов.
Такая
особенность человеческого мышления вечная, поэтому снятый в 1965 году
сатирический фильм не теряет своей актуальности и сегодня. Участие же в нём
целой команды великолепных комедийных актёров (Евгений Леонов, Савелий
Крамаров, Владимир Басов, Нонна Мордюкова, Инна Чурикова, Николай Парфёнов,
Фрунзик Мкртчян, Светлана Светличная) обеспечило высокий уровень исполнения и
реализации авторского замысла.
Тем
не менее фильм «Тридцать три», по сравнению с другими фильмами того же Георгия
Данелии или прочими комедийными советскими киношедеврами, остаётся
малоизвестным.
Причина
же в том, что он на протяжении двух с лишним десятилетий находился под
запретом. В ЦК КПСС фильм был определён как пародия на советскую
действительность или вовсе как порочащий советский социалистический строй киносюжет.
Мнение высоких партийных функционеров активно поддержали космонавты во главе с Юрием
Гагариным и Алексеем Леоновым, потребовавшие от властей запрета на демонстрацию
фильма.
В
результате кинолента в копиях подпольно расходилась по стране. Её всё равно
смотрели, смеялись и одобряли как режиссёрскую работу, так и сам сценарий,
написанный Георгием Данелией в соавторстве с Валентином Ежовым и Виктором
Конецким.
Между
тем ничего страшного для СССР в фильме нет и не было. История вокруг фильма как
раз и подтвердила верность основной идеи этой комедии, высмеивающей человеческую
глупость, причём в любом её варианте, от кого бы она ни исходила, пусть даже и
от очень высоких и известных лиц.
Заметим,
что в фильме есть и жизнеутверждающая основа, при этом такая, которая
подчёркивает достоинство советского строя. Когда у главного персонажа
спрашивают, что такое счастье, тот отвечает: «Счастье – это когда утром хочется
на работу, а вечером – домой».
Под
этой фразой могли расписаться большинство советских людей, ибо такое положительное,
исключительно мирное и доброе ощущение жизни исходило из самой ауры страны в
1960-е годы. Как же этого-то не заметили!.. Или большое и значительное, в отличие
от пустяков, действительно видится только на расстоянии?..
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2017. Авторский материал. Ссылка обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.