Простор для мысли

Простор для мысли

четверг, 23 марта 2017 г.

Сюжет и главные образы психологической драмы «Алёшкина любовь» (СССР, 1960 год)

В 1960 году на экраны кинотеатров СССР вышла, как сейчас говорят, мелодраматическая история под названием «Алёшкина любовь». Главную роль в фильме сыграл Леонид Быков.
Фильм снимали режиссёры Семён Туманов и Георгий Щукин. Художественным руководителем был знаменитый Михаил Ромм.
Говоря о фильме в целом, можно казать так: в незамысловатый сюжет вложен большой и глубокий смысл. Не случайно, «Алёшкину любовь» за короткое время после выхода на экраны посмотрели почти 24 миллиона зрителей.
Фильмов о любви много. Но не все из них запоминаются. Впечатляют и остаются в памяти лишь те из них, в которых тема любви подана тонко и деликатно, с оригинальным авторским подходом к раскрытию человеческой психологии. Киносюжет «Алёшкина любовь» как раз такой. В данном случае можно утверждать, что автор сценария Будимир Метальников выступил ещё и как знаток человеческой психики.
Актёр Леонид Быков в свою очередь сумел передать нюансы мироощущения и специфику души своего героя – молодого человека по имени Алексей, который перед поступлением в геологоразведочный институт намеренно проходит жизненную практику в группе геологов, работающих в степи и переезжающих с места на место в поисках месторождений полезных ископаемых.
Алёшка ввиду своей молодости и неопытности и присущей ему неумелости в быту является объектом шуток, порой злых и колючих, со стороны старших товарищей. Но он умеет не принимать близко к сердцу никакие насмешки и не превращает их в отравляющие душу обиды.
Случилось так, что на одном из степных железнодорожных переездов Алёшка увидел девушку – Зинку (актриса Александра Завьялова), которая работала здесь стрелочницей и жила в домике вместе со своим дедом, старым железнодорожником.
Одного взгляда было достаточно, чтобы Алёшка влюбился. И с того дня он стал ходить к переезду, несмотря на то, что геологи, среди которых он находился, постоянно меняли место дислокации, и ходить Алёшке к переезду приходилось порой за много километров.
Но он, выполнив назначенную ему работу, нёсся к переезду будто на крыльях, а там, попадая в поле видимости обитателей домика, заметно сникал и робел, не зная, как завязать разговор с Зинкой, которая к тому же была весьма колючей и едкой на язык девушкой.
Впрочем, такая особенность характера Зинки, как оказалось, не являлась её подлинной сущностью, а выступала как специфическая непроизвольная защита от любой попытки добиться её внимания со стороны мужчин. Нужно сказать, что на Алёшку девушка обратила внимание сразу же, только никак внешне не проявляла своего интереса к нему.
Два персонажа киноповести «Алёшкина любовь» являют собой разновидность Ромео и Джульетты, только без присущих шекспировским героям пылкости эмоций и страстности чувств. Но их взаимное притяжение не менее сильное, иначе бы ни Алёшка, ни Зинка (в последней сцене фильма) не сумели бы преодолеть те километры, которые разделяли их в пространстве. Алёшка же делал это, как уже было сказано, ежедневно.
Кому-то история Алёшкиной любви может показаться несовременной и не стоящей внимания ввиду отсутствия внешних сцен проявления страсти. Но в том-то и суть показанного в фильме, что любовь здесь не фокусируется на физическом плане взаимоотношений, а показывается исключительно в духовной и душевно-психологической проекции. Зритель, не развивший в себе тонкого чувства, этот фильм не поймёт.
Между тем, в сюжете есть и пример-антипод Алёшкиному чувству. Люди-то ведь разные, и авторы фильма это показывают, не уходя от другого понимания сути человеческих чувств и притяжений, под которые подходит в качестве определения одно и то же многозначное слово любовь.
Образ Алёшки не исключителен, а типичен, и он является таковым и сейчас, будучи вневременным по своей природе. Поэтому и сам фильм «Алёшкина любовь» остаётся современным, несмотря на то, что был создан много десятилетий назад.

© А. Ф. Рогалев.


Комментариев нет:

Отправить комментарий