Простор для мысли

Простор для мысли

воскресенье, 19 февраля 2017 г.

Яркий пример советского жизнеутверждающего кино – комедийный фильм «Девушка с характером»

В конце 1930-х – начале 1940-х годов в Советском Союзе одной из самых популярных актрис кино стала Валентина Васильевна Серова (1919–1975). И способствовала  этому сыгранная ею главная роль – роль неугомонной и волевой Кати Ивановой в комедийном фильме режиссёра Константина Юдина «Девушка с характером» (1939 год).
С позиций сегодняшнего дня этот фильм воспринимается не только как задорно-мажорный, что вообще свойственно советскому жизнеутверждающему кино, но уже и как историческая кинолента.
Перед нами – предвоенная Москва, жизнь советских людей, конечно, не без глянца, специфический быт, прочая внешняя атрибутика и умонастроение, нравы, причём две последних позиции особенно впечатляют. Люди совсем другие, чем ныне. Совсем другие! Это надо просто увидеть и почувствовать.
Кинофильм без всякого сомнения транслирует мощный поток положительной энергии, которая заряжает зрителя настолько ощутимо, что пропадает всякая усталость от нынешней суеты и серости бытия.
Этому в немалой степени содействуют неподражаемая игра актёров и музыкальное сопровождение фильма – песни и музыка композиторов Даниила Покрасса и Дмитрия Покрасса.
Таким зарядом положительного воздействия обладают многие фильмы СССР, прежде всего те, которые составляют золотой фонд советского кино. Фильм «Девушка с характером» входит в их число. И это несмотря на пустячный, казалось бы, сюжет, да ещё с явными натяжками и нелепыми, даже неправдоподобными ситуациями.
Молодая работница дальневосточного зверосовхоза Катя Иванова открыто и активно выступает против методов руководства в лице директора совхоза Мешкова. Причём не просто критикует, но и собирается выступить с обвинениями в вышестоящих структурах.
Ситуация складывается так, что вместо районного центра Катя Иванова попадает в саму Москву. Здесь и разворачиваются основные события фильма, завершающегося тем, что девушка с характером, прямая, честная, открытая, настойчивая и целеустремлённая – явный пассионарий, как и большинство других героев картины, назначается директором зверосовхоза вместо уволенного Мешкова и к тому же находит в Москве, а точнее, ещё даже по пути в Москву, свою любовь – краснофлотца Сергея Берёзкина.
Нам уже приходилось замечать, что в советских фильмах с комедийной основой главным достоинством является не сюжет, хотя сценаристам и не откажешь в умении придумывать занимательные коллизии. Самое существенное в таких фильмах, в той же «Девушке с характером», неиссякаемый задор и оптимизм, великолепные актёры, несущие положительное восприятие жизни и воплощающие на экране высокую коллективистскую идею, даже если они играют отрицательные роли. Игра строится так, что отрицанием усиливается утверждение. И это есть показатель мастерства как актёров, так и режиссёров.
Образ Кати Ивановой является ярким примером положительного героя в советском искусстве социалистического реализма, особенно в кинодраматургии и художественной литературе.
Такой образ в советское время достаточно настойчиво культивировался и пропагандировался, что закономерно обусловило его некоторую шаблонность. Это, однако, ни в коей мере не снижает привлекательности и убедительности самого образа, особенно в исполнении таких талантливых актёров, как Валентина Серова.
В 1957 году режиссёр Эльдар Рязанов представил фильм «Девушка без адреса», главную роль в котором сыграла Светлана Карпинская. Эти два фильма – «Девушка с характером» и «Девушка без адреса» – явно перекликаются, даже по самому названию, при этом можно говорить о влиянии первого из них на замысел и итоговое исполнение второго.
Оба фильма комедийные по жанру и главными героями являются неугомонные девушки-пассионарии, прибывшие в Москву и нацеленные на изменение складывающихся реалий вокруг них, то есть не подчиняющиеся чему-либо или кому-либо, а подчиняющие ситуацию себе. И это не преувеличение. Таков действительно был советский характер в лучших его проявлениях.

© А. Ф. Рогалев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий